Терапия детской тревожности

Беспокойный мир ежедневно даёт повод для возникновения страха и тревоги, но не каждый человек поддаётся им. Наиболее подвержены этому младшие члены семьи по многим причинам. Тревожность у детей — опасное явление. Халатное отношение к нему может нанести значительный урон психическому и физическому здоровью ребёнка, не дать ему возможности сформироваться в качестве полноценной личности. Истоки этого состояния найти одновременно легко и сложно: они часто лежат на поверхности, но не хватает решимости бороться с ними.

Причины и терапия детской тревожности

Понятие тревожности

Все люди время от времени испытывают тревогу. Периодичность зависит от темперамента и условий жизни. Если она становится постоянной, то появляются основания говорить о тревожности. Это состояние имеет негативную окраску и возникает у людей любого возраста.

Самая опасная ситуация — тревожность у ребенка. Под ней понимается психическое состояние, при котором любая ситуация может вызвать у малыша страх и беспокойство. Часто причины такого состояния нельзя распознать сразу. Требуется длительная работа с психологом. Это явление, не поддающееся каким-либо правилам, относительно него трудно вывести закономерности.

Тревожное расстройство бывает у детей разного возраста — от младенцев до подростков.

Причины развития хронической тревоги

Как говорила Агния Барто, советский поэт и знаток детских душ: «Если ребёнок нервный, надо прежде всего лечить его родителей». С ней можно полностью согласиться, потому что говорить о тревожности у детей невозможно без рассмотрения детско-родительских отношений. Новорожденный получает свои первые положительные и отрицательные эмоции в семье, в дальнейшем от этого зависит его настроение и состояние. Но некоторые родители часто не замечают повышенный уровень тревоги у своих детей, принимая его за капризы и избалованность.

Причины и терапия детской тревожности

Причины тревожности у детей многообразны. Их можно объединить в несколько групп: наследственные, вызванные нарушением эмоциональных связей между взрослыми и ребёнком, ошибками в воспитании, внешними обстоятельствами, сложностями при построении отношений с другими людьми.

К наследственным причинам можно отнести:

  • родовые травмы, связанные с поражением головного мозга, когда нарушается адекватная реакция на события;
  • тревожные состояния у родителей, принявшие постоянный характер;
  • психологическое расстройство у близких родственников, носящее хронический характер;
  • поражения нервной системы, в т. ч. врождённые.

Нарушение эмоциональных связей часто выражается в отсутствии принимающей любви со стороны родителей по отношению к ребёнку: его любят только, если его поведение полностью соответствует представлениям мамы и папы. Часто формированию повышенной тревожности у ребенка способствуют противоречивые требования родителей и других членов семьи, школьных учителей. Завышенные требования, предъявляемые к малышу начиная с раннего возраста, влияют на его стремление постоянно доказывать, что он не хуже других детей. Это ведёт к формированию тревожности.

Ошибки в воспитании тоже могут стать отправной точкой страхов, преобразующихся в тревожное расстройство. Речь идёт о гиперопеке, которой подвергаются дети, т. к. родители испытывают постоянное беспокойство за них. Тем самым они маскируют свои страхи, идущие ещё из детства. Другая крайность — полное равнодушие к своему чаду, когда он предоставлен самому себе. Вследствие этого он постоянно будет ощущать себя незащищённым.

Причинами тревожности могут стать многочисленные внешние обстоятельства, связанные с семьёй:

  • постоянные переезды;
  • разлады между родителей;
  • злоупотребление алкоголем кого-либо из членов семьи;
  • болезни родных;
  • отсутствие материальной обеспеченности семьи.

Сложности при построении отношений с другими людьми могут выступать как причиной, так и следствием тревожности. Начиная с 7 лет, малыш идёт в школу, где не всегда у него выстраиваются гармоничные отношения с учителями и одноклассниками. Это ведёт к снижению доверия ко всем людям.

Виды и последствия тревожности

Тревожность ребенка классифицируется по разным основаниям. По возрастному критерию выделяют:

  • тревожность новорожденных;
  • дошкольников;
  • детей младшего школьного возраста;
  • подростков.

По особенностям возникновения тревожность бывает:

  • личностной, зависящей от личности конкретного ребёнка, она может быть врождённой, обусловленной его генами, образовавшейся благодаря его типу темперамента;
  • ситуативной, когда повышенную тревогу вызывают определённые события, люди, вещи, явления — агрессивные собаки, гроза, высота.

Причины и терапия детской тревожности

Помимо нарушений во взаимодействии с социумом, подобное расстройство пагубно отражается на общем состоянии здоровья, оно ведёт к:

  • постоянным головным болям;
  • психозам и неврозам, которые могут вылиться в генерализованное (общее) тревожное расстройство;
  • вегетососудистой дистонии;
  • нарушениям сердечного ритма;
  • проблемам с пищеварительной системой;
  • ослаблению иммунитета.

Особенно опасна тревожность у детей дошкольного возраста, т. к. их психика и здоровье ещё слишком слабы, чтобы отражать негатив извне.

Классификация состояния по возрасту

Эта классификация является одной из самых эффективных, потому что позволяет проследить причины, выяснить последствия и чётко обозначить пути решения проблемы.

Тревожность новорождённых

Беременная женщина передаёт своему малышу не только своё физическое здоровье. Психическое состояние будущей матери тоже самым непосредственным образом отражается на ребёнке. Если новорожденный нервничает, то стоит вспомнить, как вела себя его мама. Для грудничка в возрасте до 1 года нет человека ближе мамы, без неё мир кажется опасным. В задачу матери в этот период входит одновременно и частое нахождение с новорожденным (надо брать его на руки и прижимать к груди) и постепенное знакомство его с внешним миром.

Примерно в 8 месяцев можно увидеть, свойственна малышу тревожность или нет. Её явные признаки:

  • постоянный плач;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • невозможность пребывать долго в одном положении.

Если не начать разбираться в причинах, то высокий уровень тревоги сохранится на всю жизнь.

Тревожность дошкольников

Тревожность у дошкольников (в возрасте от 2 до 7 лет) часто появляется, когда они отправляются в детский сад. Если там они плохо спят, отказываются от еды, капризничают без причины, не участвуют в общих мероприятиях, не могут выстроить отношений с другими детьми и воспитателем, то признаки тревожности налицо. А идут они из семьи, где малышу уделяется мало внимания.

Мама и папа не могут выстроить доверительных отношений с ним. Ребёнок остро нуждается в маме, которая неправильно выполнила свою сепарационную задачу, поэтому в детском саду он замкнутый и тихий, а иногда плачет и ждёт маму.

Причины и терапия детской тревожности

Помочь ребёнку справиться с тревожностью в дошкольном возрасте можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Мама и папа должны уделять ребёнку достаточно внимания, когда они вместе находятся дома: играть, читать, полезно привлекать дошкольников к посильному домашнему труду.

Также рекомендуется по возможности завести домашнее животное и ухаживать за ним совместно, это сблизит взрослых и детей. Воспитатели дошкольных учреждений должны следить, чтобы такой малыш активно участвовал во всех мероприятиях, не чувствовал себя заброшенным.

Тревожность в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте возникает масса дополнительных факторов, ведущих к повышенной тревожности. Обычно в 7 лет ребёнок идёт в школу, тогда для него полностью меняется жизнь, не все ребята могут успешно приспособиться к этому. Симптомы тревожности у мальчиков проявляются раньше, чем у девочек. Первые симптомы можно заметить спустя 1,5-2 месяца после начала учёбы, среди них:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная концентрация внимания;
  • плохая успеваемость;
  • конфликты с учителями и одноклассниками;
  • беспокойство;
  • застенчивость.

На всё это накладываются физические симптомы. Причины носят естественный характер — незнакомый коллектив, новый режим дня, резкое увеличение нагрузки, повышенная ответственность. Справиться с тревожностью в младшем школьном возрасте возможно при активном участии учителей и родителей в жизни ребёнка.

Их задача — дать ему понять, что они с ним, готовы его поддержать при любой неудаче. Нельзя говорить младшему школьнику: «ты уже большой, все игры и развлечения нужно оставить». Следует помочь ребёнку грамотно распределять время.

Причины и терапия детской тревожности

Тревожность у подростков

Тревожность у ребенка может проявиться и в возрасте 12-13 лет. Они продолжают учиться в школе, но часто их беспокойства носят недетский характер: первая любовь, уличные компании, получение дальнейшего образования.

На ситуацию оказывают влияние и гормональная перестройка организма. Родители отмечают, что подростки часто становятся неуправляемыми, поговорить с ними становится затруднительно. В этом случае приходится обращаться за помощью к детскому психологу. Он сможет научить:

  • преодолевать школьную тревожность из-за экзаменов и повышенных нагрузок;
  • управлять собственными эмоциями;
  • переключать внимание с одного предмета на другой;
  • взаимодействовать с разными типами людей.

Но сначала потребуется детальная диагностика, позволяющая определить уровень тревожности. В качестве диагностики часто применяются тесты.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Психические расстройства/Тревога/Терапия детской тревожности
 
Подписаться Хотите справиться со стрессом уже через месяц с помощью материалов наших экспертов?