Причины детской жадности
Практически каждый ребенок в раннем возрасте проходит этап развития, когда ему не хочется делиться желанными предметами с другими детьми и взрослыми. Подобное поведение в психологии называется детская жадность. Оно вызывает у родителей беспокойство, толкает их на поиск способов его прекращения, чтобы малыш мирно взаимодействовал с окружающими людьми, рос добрым, щедрым.
Возраст проявления
Детская скупость
В основном ребенок начинает жадничать в возрасте с 2 до 3 лет. Ранее он спокойно относился к тому, что его вещи берут, легко переключался на другие, почти не замечал играющих рядом детей.
Примерно к 2 годам малыш формируется как самостоятельная личность, но еще не осознает границы своих возможностей. Желанные предметы, без разницы свои или чужие, видятся крохе как продолжение тела. Поэтому он болезненно воспринимает попытки их забрать, использовать.
Жадность может распространяться на еду, игрушки, одежду, близких родственников. Все важное маленький жадина называет «мое», эмоционально оберегает от любых посягательств — ему кажется, если возьмут, то заберут навсегда, не вернут. Уговоры далеко не сразу помогают поменять детские взгляды.
Выходящее за разумные рамки жадное поведение является нежелательным в обществе. Без этапа понимания того, что есть «мое», невозможно осознать существование «чужого», любимого другим. При правильном подходе к жадности как естественной ступени развития самостоятельности, формирования личных границ, ее проявления существенно уменьшаются после 3,5–4 лет.
Обычно 4–6-летние дети уже играют группами. Им важен процесс взаимодействия, сопровождающийся обменом вещей, их совместным использованием. Собственническое поведение в этом возрасте тоже встречается, но вызывается иными механизмами, часто нуждается в устранении причин появления. Что такое алчность?
Способы корректировки поведения
Следует запастись терпением и приготовиться к постепенному перевоспитанию жадного ребенка. Самый авторитетный человек способен научить его делиться, чужое имущество не отбирать, а вежливо просить, уметь отказывать и быть готовым к отказу других людей, беречь все, что попадает в руки. Понадобится много времени, объяснений.
Важен наглядный пример родителей, показывающих плюсы щедрости, примеры, когда ее стоит проявлять (предметы личной гигиены раздавать нельзя). В присутствии детей родители должны делиться с ними, с другими людьми, угощать животных. Можно брать чужую вещь, предварительно спросив разрешения у ее хозяина. Видя искреннее желание помочь, сделать доброе дело, обрадовать, малыш через некоторое время (после 3 лет) переймет его от взрослых.
С раннего возраста следует уважать своего ребенка. Лучше руководствоваться принципом, что он может поделиться, если сам захочет, но не обязан. Чем меньше вторжений в личное пространство, моментов, когда заставляют что-то делать против воли, чем больше проявлений внимания и любви, тем проще будет перевоспитание маленького жадины.
В домашней обстановке нужно чаще создавать ситуации, в которых можно проявить щедрость. Сладости разрезать на части по количеству членов семьи, дать крохе несколько кусочков — угостить других и себя не забыть, вместе готовить сюрпризы для остальных. За каждый случай щедрого поведения хвалить, поощрять, можно при посторонних. С благодарностью принимать то, чем пожелал поделиться малыш.
Временно родителю придется занять место организатора в группе детей, пока они не научатся дружить и меняться. Заранее готовиться к прогулкам на площадке, походам в гости: носить часть игрушек с собой, выбрав менее интересующие, которые легче отдать поиграть на время. Организовывать совместные детские развлечения, показывать, как вежливо просить, правильно брать и отдавать. Только взрослые могут сглаживать первые конфликты, научить извиняться, если обидел кого-то, помогать договориться о кратковременном обмене, очередности пользования.
В процессе понадобится множество бесед, уговоров спокойным, уверенным тоном: нужно убеждать, что вещь не испортят, возьмут временно, дадут взамен другую, вернут. Очень полезны поучительные сказки, истории, совместные просмотры мультфильмов о жадных и щедрых поступках. Обсуждения должны быть ненадоедливыми, к месту.
Нежелательные ситуации можно смоделировать с использованием любимых вещей, направив действие в нужное русло. В игровой форме лучше всего воспринимается информация о пользе доброты, интересности общих дел.
Ошибочные поступки, приводящие к укоренению жадности у детей, которые нужно стараться не совершать:
- обзывать жадиной, стыдить, ругать и наказывать (особенно при посторонних) за то, что не желает делиться, отбирает чужое. Нельзя позволять другим людям это делать;
- забирать личные вещи, с которыми малыш не готов расстаться, передавать на его глазах другим детям;
- использовать запугивания, что за нехорошее поведение какой-нибудь любимый предмет будет отобран, выкинут, отдан.
Некоторые родители полагают, что такие действия помогут отучить от жадности, но малыш скорее перестанет доверять близким, начнет оберегать собственность еще больше, станет агрессивным.
Если не получилось справиться самостоятельно, для корректировки поведения следует обратиться к психологу.
Причины, по которым ребенок жадничает
См. бескорыстие.
Помимо обусловленного взрослением этапа осознания своей личности, настойчивый отказ делиться может возникать по другим мотивам.
- Изделие является любимым. Появляется страх, что оно будет испорчено, уничтожено, его навсегда унесут. У многих есть вещи, к которым они трепетно относятся, и расставание будет сложно перенести в любом возрасте.
- Человек незнакомый, неприятный малышу. Ребенок обычно жадничает и не хочет ничего отдавать тем, к кому испытывает недружественное отношение, кого раньше не видел, кто грубо вторгается в личное пространство (пытается отнять предмет). Поначалу в круг доверия входят мама и папа, близкие родственники, потом появляются друзья, которым можно отдать ценности без опаски.
- Ревность. Братья и сестры часто делят между собой еду, одежду, игрушки — как некое соревнование, вызов реакции родителей. Обладать чем-то означает выделяться на фоне других. Жадность, агрессия чаще проявляется, если детям кажется, что другим, обычно младшим, уделяется больше внимания.
- Недостаточно крепкая эмоциональная связь с близкими родственниками. Дети восполняют привязанностью к вещам испытываемую нехватку общения, заботы, любви. Расставание с предметом становится сродни прощанию с любимым человеком, в особенности если он был подарен родителями, часто занятыми своим делом, редко проявляющими теплые чувства.
- Стремление к власти над другими. Если ребенку не рассказать вовремя о существовании чужой собственности, важности соблюдения границ, он будет продолжать считать все вокруг своим и требовать отдать понравившееся.
- Небольшое количество личного имущества. Если малыш понимает, что, поделившись, останется без всего, он будет оберегать имеющуюся собственность. Такое возможно и при трудном материальном положении, когда редко покупается желаемое, и просто когда на прогулку взяты из дома 1–2 игрушки.
- Стремление быть лучше, заметнее всех. Владение уникальными, имеющими высокий спрос предметами, по мнению детей, ставит их выше остальных. Окружающие будут восхищаться, просить подержать, поиграть, и тут появляется власть над ситуацией, чувство превосходства.
- Стеснительность. Замкнутые, нерешительные дети чувствуют себя спокойнее вне дома, держа в руках собственную вещь. Им сложно отдать ее кому-либо, тем более что они часто имеют проблемы с заведением знакомств, дружбы.
Эти причины характерны для детей старше 3 лет. Найдя основу нежелательного поведения, легче будет ее устранить, научить малыша делиться.
Жадность — норма для определенного возраста, и если относиться к ней правильно, то надолго этот период не затянется. Поддержка взрослых поможет развить желание радовать других, удовольствие от процесса совместной игры. Стремление всецело владеть какой-либо вещью естественно для человека и вовсе не говорит о его жадности.