11 методик для выявления тревожности у детей
Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша. Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые. Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.
Причины беспокоящих состояний у детей
Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.
Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.
Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:
- критика и упрёки;
- сравнение с детьми;
- отсутствие поддержки;
- нестабильность в повседневной жизни;
- непонимание происходящих событий;
- низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
- совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
- недостаток любви, внимания.
Сложности при диагностике
Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.
Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.
Признаки тревожности ребёнка:
- суетливость;
- двигательное беспокойство;
- повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
- нарушения сна;
- скованность;
- панический страх нового, любых перемен;
- неуверенность в себе;
- отказ от новых видов деятельности;
- серьёзность;
- нежелание выделяться и стремление к тишине;
- частые страхи без повода;
- заниженная самооценка.
По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.
Основные методики
Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:
- «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
- Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
- Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
- «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
- «Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.
- «Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.
- «Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
- «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
- «Паровозик».
Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.
В некоторых случаях они используются и для подростков.
Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»
Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.
Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:
- нормальное или пониженное настроение;
- тревожность;
- страх;
- удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определённой социальной среде, новой или привычной;
- позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).
Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:
- паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
- 8 вагончиков разного цвета;
- белый фон — лист бумаги, картон или ткань.
Инструкция по применению методики «Паровозик»:
- На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
- Ребёнку предлагают присмотреться к картинкам.
- Он должен построить поезд, разложив вагончики в определённой последовательности.
- Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
- Первый после паровоза — самый красивый вагон.
- Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
- При выборе важно следить, чтобы ребёнок удерживал в поле зрения все картинки.
- Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребёнок не путался с уже выбранными.
Скачать методические материалы для тестирования «Паровозик».
В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.
Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.
Шкала определения количества баллов:
Коли-чество баллов | Цвет первого вагончика после паровоза | Второй вагон | Третий вагон | Шестой вагон | Седьмой вагон | Восьмой вагон |
1 | Фиолетовый | Коричневый, серый, чёрный | Зелёный, жёлтый, красный | |||
2 | Фиолетовый | Серый, чёрный, коричневый | Жёлтый, зелёный, красный | Синий | ||
3 | Чёрный, серый, коричневый | Синий | Жёлтый, красный, зелёный |
На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.
Количество баллов | Уровень состояния |
Меньше 3 | ППС |
от 4 до 6 | Низкое НПС |
от 7 до 9 | Среднее НПС |
Больше 9 | Высокое НПС |
Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.
При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:
Состояние | Баллы |
НПС высокой степени | 1 |
НПС средней степени | 2 |
НПС низкой степени | 3 |
ППС | 4 |
Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.
Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%
Оценка группового психологического состояния:
69% и более | ППС высокой степени |
43—68% | Средний уровень ППС |
25—42% | Незначительная ППС |
0—4% | НПС начальной степени |
— 24 до — 1% | НПС средней степени |
— 25% и ниже | НПС сильной степени |
Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.
Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.
Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.