Результативное собеседование: советы для работодателей

Каждому руководителю для успеха его предприятия важно знать, как проводить собеседование, чтобы подобрать работника, максимально подходящего по критериям. Только при живом общении с глазу на глаз работодатель может оценить достоинства возможного сотрудника, его личные особенности, достоверность предоставленной им информации о себе в резюме, и понять, подходит ли он для работы в компании.

kak-provodit-sobesedovanie

Основные форматы

Умение проводить собеседование в различных форматах необходимо для более успешного и эффективного отбора кандидатов, раскрытия их достоинств.

  1.  Структурированное является самым распространенным типом интервьюирования. Руководитель или менеджер использует заранее продуманный план, состоящий из стандартных, заученных вопросов для проверки информации из резюме. Такой тип подходит для претендующих на простые вакансии, не требующие сложной работы (продавцы, администраторы и т. д.) и в случае большого потока кандидатов. План облегчает работу неопытным специалистам, отвечающим за отбор кадров. Набор стандартных вопросов позволяет одинаково оценить всех возможных работников, не отвлекаясь на симпатии и интуицию.
  2. Свободное интервьюирование проводится в неформальном режиме. Его принято проводить без плана. Оно нужно для определения личных достоинств человека, его способности стать частью коллектива. Неопытный работодатель может легко сбиться с курса, из-за чего разговор сместится на отвлеченные темы, и кандидат не будет оценен с точки зрения его рабочих качеств.
  3. Ситуационное (кейс-интервью). Такого типа собеседование строится на создании ситуаций, которые могут возникнуть в ходе работы. Кандидату необходимо найти решение проблемы. При помощи кейс-интервью оцениваются рабочие и личные качества человека.
  4. Проективное интервью базируется на оценке кандидатом поступков и мотивов вымышленных персонажей. Вопрос строится так, чтобы человек мог интерпретировать поведение других людей. Трактовка отражает его личностные качества.
  5. Поведенческое собеседование. Предлагается несколько ситуаций, человека просят привести пример из его опыта, описать, как он справлялся с подобной ситуацией на прошлом месте работы.
  6.  Стрессовое интервью предназначено для намеренного выведения человека из себя, зоны комфорта. Это провоцирование его на конфликт. Способность сохранять спокойствие необходима для людей, занятых в сфере услуг, т. е. в работе с людьми.
  7.  Групповое собеседование. На приеме одновременно присутствует несколько соискателей. Проводится, когда вакансии не требуют специальных умений, для экономии времени. Позволяет выявить коммуникативные способности человека.
  8.  Один или несколько соискателей общаются с комиссией, члены которой совместно оценивают достоинства кандидатов.

Этапное интервьюирование

Каждый этап проведения интервью проводится с целью получения представления о соискателе со стороны руководства и представления компании в выгодном свете для нанимаемого. Начать следует со знакомства.

Продолжить собеседование нужно вопросами и тестированием на профпригодность, закончить – коротким рассказом о компании и условиях труда.

  1. Самопрезентация или знакомство основывается на афоризме «Встречают по одежке, а провожают по уму». Соискатель должен представить себя в выгодном свете, чтобы получить работу. В этот момент оценивается его внешний вид, правильность речи, элегантность поведения и умение расположить к себе собеседника.
  2.  Вопросам и тестированию отводится второй этап. Работодатель должен заранее составить план проведения этой стадии интервьюирования, заблаговременно его продумать.
  3.  Информирование об условиях работы в компании, обязанностях вакантной должности, самой компании. На этой стадии нужно представить информацию в выгодном для компании свете.

Основные рекомендации

Работодателю нужно знать, как провести успешное собеседование, т. к. от работников зависят доходы и развитие фирмы. Основные правила интервьюирования перечислены ниже.

  1. Соблюдение структуры беседы: подготовка, знакомство, вопросы и информирование.
  2.  Доброжелательное и уважительное отношение к соискателю. Даже если человек младше или вызывает неприязнь своим внешним видом и поведением, нельзя называть его на «ты» и другими способами выказывать ему неуважение.
  3. Нужно позволить соискателю доказать, что он  подходящая кандидатура на работу. Этот этап составляет больше 80% всего времени, отведенного на интервьюирование. Инициативу следует удерживать и тогда, когда претенденты начинают отвлекаться на посторонние темы. Вежливо возвращайте их к теме разговора.
  4.  Жестами человек рассказывает о себе больше, чем словами. Подбирая будущего работника, следите за ними, анализируйте его поведение: сложенные руки, переплетенные пальцы говорят о неуверенности и закрытости, расслабленная поза – об общительности, почесывание носа о том, что человек лжет.

kak-provodit-sobesedovanie

Важные этапы

Проводить собеседование рекомендуется в отдельном помещении, желательно создать комфортные условия: убрать комнату, проветрить ее, разложить необходимые документы, резюме соискателя.

  1. Тепло поприветствуйте претендента, узнайте, как он добрался до офиса, представьтесь, предложите присесть напротив.
  2.  Начать разговор стоит с легких вопросов, чтобы дать человеку время расслабиться. Расспросите его о месте жительства, полученном образовании и предыдущей работе. Не стоит перебивать соискателя, дождитесь окончания его рассказа, прежде чем продолжать диалог.
  3.  Постепенно переходите к следующему этапу интервьюирования. Задайте открытые и необычные вопросы, помогающие раскрыть личность человека, его особенности и потенциал.
  4.  Проинформируйте собеседника об условиях труда и обязанностях, затем предложите задать вопросы. Чаще общение с претендентом длится от 10 до 15 мин, этого времени достаточно, чтобы оценить человека и его трудовой потенциал. По окончании диалога следует вежливо, но твердо, попрощаться.

Корректный отказ

Отказ – эмоционально тяжелый момент, поэтому многие менеджеры и руководители избегают этого, оставляя соискателя томиться в неопределенности. Как правильно отказать человеку, снизив до минимума неприятные ощущения обеих сторон?

  1.  Игнорирование хуже отказа. Лучше отказать человеку, воспользовавшись шаблонной фразой, чем не делать ничего вообще. Желательно не откладывать отказ, а действовать сразу после принятия решения.
  2. Можно закончить общение с претендентом, предупредив, если ему не позвонят в течение нескольких дней, то выбрали другого. Нужно извиниться за невозможность сообщить об этом лично, т. к. соискателей очень много.
  3.  В случае если кандидатов на должность немного, можно использовать следующие причины отказа: «Был принят более опытный претендент», «Требования к вакансии поменялись». Поясняя причину, избегайте намеков на неподходящие личные качества человека и дискриминацию.
  4.  Нельзя грубить или отвечать грубостью на хамство, но и заискивать не стоит. Поддерживайте нейтральный тон.

Правильные вопросы

Вопросы – единственный способ раскрыть личные и деловые качества претендента.

Проведение собеседования – применение открытых вопросов, требующих развернутых ответов. Хорошие результаты показала тактика «града вопросов»: кандидату задают много вопросов, не давая времени обдумать ответы.

  1.  «Чем нравилось предыдущее место работы, компания, какими были ее плюсы и минусы», – ответы раскроют информацию о прошлом трудовом опыте соискателя.
  2.  «Были ли разочарования на предыдущей работе? Чувствовали ли удовлетворение от ее выполнения»? Это помогает определить отношение претендента к работе и коллективу.
  3. «Какие успехи были на прошлой работе», – раскрываются инициативность и ориентация на развитие.
  4. «В каких отношениях вы находились с вашими коллегами, начальством? Что вы сделали для установления хороших отношений с ними», – из ответов на эти вопросы станет ясно, сможет ли работник влиться в коллектив.
  5. «Вы долго ищете работу? Если вам отказывали, то почему, как думаете», – по реакции претендента интервьюер сможет узнать больше о его самооценке.
  6. «Какой должна быть идеальная работа», – так можно узнать о стремлении к росту или пассивности.

Необычные и каверзные

Необычные вопросы приводят претендентов в смятение и заставляют их серьезно задуматься. Они могут казаться глупыми и странными, но являются отличной проверкой смекалки человека.

Необычными вопросами прославились HR-менеджеры Google: «За какие деньги вы почистите все окна в Сиэтле» или «Почему крышки люков делают круглыми». Каверзные вопросы зависят от должности, на которую претендует работник.kak-provodit-sobesedovanie

Вот некоторые общие необычные вопросы:

  1. «Как вы отреагировали на увольнение»?
  2. «Почему люди увольняются по своему желанию»?
  3. «Что такое предназначение, верно ли, что человек должен ему следовать»?
  4. «Чем вы не любите заниматься»?
  5. «Какой человек является для вас примером»?
  6. «Что вас вдохновляет на свершения»?
  7. «Представим, что вы у нас работаете. Что должно случиться, чтобы вы решили от нас уйти»?
  8. «Представим, что вы получили эту работу. Чего вы достигли за один год»?
  9. «Случилась непредвиденная ситуация. Вы обратитесь за помощью к коллегам»?
  10. «Коллега раскритиковал ваши действия или раздражает вас, какова ваша реакция»?

Успешный способ проверить, подходит работник или нет, – провести небольшую ролевую игру. Предложить ему ситуацию, с которой он должен справится. HR-менеджер может перевоплотиться на время в недовольного клиента или придирчивого покупателя, чтобы проверить реакцию претендента на практике.

Качества идеального работника

Прежде чем начать делать выводы, нужно решить, насколько правильно было проведено интервьюирование. Было ли удачным и комфортным место проведения собеседования? Чувствовал ли себя претендент расслабленно или был напряжен? Были ли заданы нужные вопросы, все ли ответы были внимательно выслушаны? Рекомендуется во время общения делать заметки.

Прочтите заметки и оцените характер и перспективность претендента. Рассчитайте, насколько он подходит, сравните его достоинства и недостатки с качествами его соперников на должность.

Важно, чтобы работник обладал качествами, выгодными для компании. Проведение интервью предназначено для определения соответствия претендента запросам.

  1.  Заинтересованность в компании, работе на нее.
  2.  Умение рассказывать просто, четко и увлекательно.
  3. Доброжелательный и позитивный настрой, улыбка на лице, воспитанность.
  4. Пунктуальность.
  5.  Дисциплинированность, исполнительность.
  6.  Оперативное выполнение работы.
  7. Соответствующий внешний вид: строго, аккуратно, но красиво.

Распространенные ошибки

Подбор претендентов – сложная работа, провести успешное интервьюирование и подобрать работников, не зная правила, почти невозможно. Редкие соискатели не сталкивались с типичными ошибками рекрутеров. Их нужно исправить.

  1. Потеря инициативы – одна из самых страшных ошибок. Рекрутер теряется или при ведении свободной формы собеседования переходит на не соответствующие теме вопросы. Теряется время, а перспективный работник может в итоге оказаться неоцененным. По этой причине рекомендуется всегда держать под рукой заранее подготовленный список с вопросами.
  2. Использование шаблонных вопросов приводит к получению типичных ответов. Они бесполезны для оценки действительных качеств личности работника. Необычные вопросы, в отличие от шаблонных, не выучить, для ответа на них нужно проявить смекалку.
  3. Выяснение подробностей – важная часть интервьюирования. Человек, принятый на должность, должен влиться в коллектив, однако иногда его качества мешают ему это сделать. Ошибка – отсутствие вопросов, связанных с установлением черт характера, особенностей человека.
  4. Субъективное восприятие мешает рассмотреть достоинства и недостатки работника. На восприятие интервьюера может оказать влияние образование человека, его опыт работы и дружеские отношения. Плюсы кандидата в таком случае затмевают его недостатки, которые приуменьшаются. Единственный выход – объективное оценивание человека.

На различных ресурсах можно узнать, как успешно проводить собеседования, но опыт нарабатывается на практике. После интервьюирования важно сделать вывод о том, как оно было проведено, какие ошибки были совершены.

Первое собеседование может оказаться менее удачным, но не стоит расстраиваться, необходимо найти ошибки и не допускать их в остальных интервью. Уже через несколько собеседований шпаргалки при проведении интервью не понадобятся.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Успех и деньги/Результативное собеседование: советы для работодателей
 
Подписаться Хотите справиться со стрессом уже через месяц с помощью материалов наших экспертов?