Можно ли подчиненных заставить работать
Для многих руководителей настоящей проблемой становится отказ подчиненных от работы или их лень. В этой ситуации начальник чувствует себя бессильным, его авторитет как руководителя находится на нуле. Они прибегают ко всевозможным ухищрениям, наказаниям и поощрениям, но часто результата это не дает. Заставить работать не получится, можно только воздействовать, побудив к труду.
Причины
Можно поделить на две группы: зависящие от руководителя и зависящие от сотрудника. Ответственность за изменение положения вещей лежит на одной из сторон.
Зависящие от начальника
Начальник — человек, поставленный на руководящую должность. На его место в любой момент может прийти другой человек. Причины неповиновения ему подчиненных могут крыться:
- в неправильном стиле управления, из трех стилей (авторитарного, либерального, демократического) начальник должен выбрать приемлемый в данный момент для данных подчиненных;
- руководитель не может разъяснить персоналу их обязанности и функции;
- в завышенных требованиях начальника, он ждет от подчиненных достижения максимальных результатов в короткие сроки;
- в грубом отношении к определенным сотрудникам без видимых причин.
Зависящие от работников
Сотрудники тоже могут умышленно или без умысла не выполнять приказы шефа, а он не всегда может повлиять на ситуацию. К числу распространенных причин относятся:
- личные проблемы сотрудника (болезнь, неприятности в семье), не позволяющие ему выкладываться на 100%;
- работник не может справиться с возлагаемыми на него обязанностями в силу недостаточной квалификации, неопределенности поставленных задач;
- сотрудник не хочет выполнять определенные обязанности из-за целого спектра проблем.
Эффективные методы
Мотивация
Мотивация — это движущая сила любого процесса, побуждающая добиваться нужного результата, в рабочих отношениях она является основной. Первостепенная задача начальника — правильно мотивировать персонал на достижение профессиональных целей. Если это получится, то проблема, как заставить подчиненных работать , решится.
Помимо мотивации зарплатой финансовыми инструментами являются:
- премии как ежеквартальные, так и за выполнение конкретных поручений;
- страхование работников и членов их семей;
- различные стимулирующие лотереи.
К материальной мотивации в неденежной форме относятся:
- подарки к праздникам;
- подарочные сертификаты;
- туристические путевки.
Нематериальная мотивация:
- установление гибкого графика работы;
- предоставление дополнительных выходных дней;
- улучшение условий труда;
- повышение в должности;
- вручение грамот, благодарностей.
Способы мотивации применяются в каждом конкретном случае индивидуально. Они эффективны не только после достижения результата в качестве поощрения, но и в качестве стимулирующих мер, побуждающих персонал трудиться с полной отдачей.
Увеличение зарплаты
Заработная плата для многих специалистов выступает самым важным фактором исполнения рабочих обязанностей. Руководитель должен иметь в виду, что не все работники будут трудиться качественно при повышении зарплаты. Это стимулирует молодых подчиненных, а опытные квалифицированные специалисты без проблем найдут себе другое место с более высокой оплатой труда. У каждого сотрудника свой порог достойной зарплатой.
Увеличенный заработок может быть мотиватором не более года, а потом он перестает побуждать работать в полную силу.
Действенно повышение заработной платы, когда временной промежуток между выполнением задания и получением денег незначителен.
Способы манипуляции
Манипуляция в работе — воздействие на чувства подчиненных с помощью психологических приемов, скрытое управление ими. Если другие способы побудить коллектив эффективно трудиться бездейственны, можно прибегнуть к манипуляции.
Руководитель должен использовать манипуляцию только для решения рабочих проблем, не задевая личной жизни подчиненного.
Выбор метода манипуляции обусловлен слабыми местами сотрудника, о которых начальник должен быть хорошо осведомлен. Воздействовать можно на:
- совесть;
- чувство жалости;
- жадность;
- чувство вины;
- чувство справедливости.
Положительный результат дадут лесть и сравнение с коллегами, если специалист честолюбив, то заставить его работать будет несложно.