Как выстроить отношения с начальником-самодуром
Устраиваясь на работу, мы не выбираем своих начальников. Руководители бывают разными, важно уметь выстраивать грамотные отношения с различными типами управленцев. Большие сложности возникают, когда ваш непосредственный начальник — самодур. В такой ситуации потребуется приложить максимум усилий, чтобы с ним сложились конструктивные отношения.
Признаки произвола руководства
Для понимания особенностей взаимодействия с руководителем-самодуром нужно определиться с основными характерными свойствами таких людей. Для этого стоит выяснить основные признаки и разновидности своеволия у людей.
Самодур — это человек, который действует по своему усмотрению, произволу и прихоти, притесняя других, унижая их достоинства.
Основные признаки, по которым можно определить босса-самодура:
- Думает только о себе.
- Все заслуги приписывают себе.
- Всегда прав.
- Отсутствие последовательности действий, постоянная смена направлений деятельности, постановка противоречащих задач.
- Тотальный контроль.
- Грубость, оскорбления, неуважение в общении с подчинёнными.
- Раздражительность, его всё «бесит».
- Нарциссизм.
Самодур — это общее понятие, которое имеет большое количество проявлений. Начальников с таким «диагнозом» можно «разделить» на пять больших групп:
- Начальница-истеричка. В таких ситуациях чаще приходится иметь дело с женщиной.
- Директор, который всех вокруг умнее.
- Руководитель-деспот, тиран, диктатор.
- Избалованный начальник.
- Привередливый директор.
Взаимодействие с начальником
В профессиональной среде существуют сложившиеся правила взаимоотношений сотрудника с руководителем. Они имеют свою специфику в зависимости от сферы деятельности, компании, характера и опыта начальника, личных симпатий и антипатий. Чтобы понять, как выстроить отношения с самодуром, нужно знать основополагающие факторы взаимоотношений подчинённого и руководителя.
Существуют общепринятые правила выстраивания отношений с руководителями.
- На первом месте должен быть профессионализм. Независимо от отношения к начальнику подчинённый обязан выполнять свои обязанности. В работе опираться нужно на факты, а не суждения и эмоции.
- Сдавать задания, предоставлять отчёты о проделанной работе нужно в установленный срок без напоминаний. Многим работникам кажется, что начальник цепляется к ним по пустякам, не понимая — виноваты они сами. У руководителя есть свои задачи и обязанности, а для их успешного выполнения, подчинённые должны предоставлять информацию своевременно.
- В случае нарушения сроков или возникновения проблем, нужно самому сообщить об этом боссу заранее, озвучив причины сложившейся ситуации.
- Всегда готовиться перед встречей с руководителем. Босс должен понимать, что сотрудник разобрался в деталях задачи, понимает суть проблемы или процесса. Работник должен уметь обосновать те или иные данные.
- Спланировать ход разговора с начальником перед назначенной встречей. Босс — человек занятой, поэтому общение во время рабочего дня должно проходить чётко, конкретно. Наличие плана позволит обсудить все проблемы, ничего не забыть.
- Не нужно долгих «прелюдий», разговоров о погоде или футболе, если руководитель сам не предложит такого типа общения.
- Введение в курс дела, ситуации, проблемы. У руководителя несколько, а часто много, подчинённых. У него есть масса личных рабочих обязанностей. Начальник не может держать в голове все проблемы сотрудников, моментально понимать, о чём ему говорят. Несколько предложений в начале разговора стоит посвятить сути проблемы. Здесь нужно понимать, что если начальник знаком с ситуацией, введение в курс дела будет неуместным. В этом вопросе важно действовать по ситуации.
- Говорить нужно логично, последовательно. В процессе рассказа нельзя «выбрасывать» из рассказа важные детали (причины, следствия, выводы, последствия). Директор не читает ваши мысли.
- На вопросы руководителя нужно отвечать конкретно и понятно. Говорить нужно только правду, не оправдываясь.
Варианты поведения с начальником-самодуром
После разбора особенностей самодуров и правил выстраивания взаимоотношений с руководителем, можно объединить эти темы, чтобы выработать варианты построения отношений с начальником-самодуром.
Работая с самовольным и взбалмошным боссом, работник может выбрать одну из трёх линий поведения:
- Избавиться от проблемы путём увольнения и перехода на новую работу. Такой вариант актуален для востребованных, талантливых и высококвалифицированных профессионалов. Профессионалы легко могут найти себе работу без потери качества. Но что делать людям в ситуации, когда устроиться на другую работу проблематично? В рамках этой линии поведения можно постараться перейти в другой отдел или подразделение, попроситься в подчинение к другому начальнику.
- Смириться. Актуальный выбор в ситуации, когда нет других вариантов трудоустройства. Нужно набраться терпения и продолжать работу. Для облегчения ситуации стоит: спокойно воспринимать всё происходящее, постоянно проводить эмоциональную и психологическую разгрузку.
- Противостоять и бороться законными способами. Выработать конструктивную тактику поведения для решения проблемы.
Выработка стратегии общения
Существует множество вариантов и способов выстроить отношения с самовольным руководителем.
Поведение начальника вызвано какими-то причинами. Это может быть:
- давление вышестоящего руководства;
- неуверенность в себе, низкая компетентность;
- страх, что подчинённый «подсидит»;
- низкий уровень квалификации и профессионализма;
- психологические проблемы;
- трудности в личной жизни;
- особенности характера;
- сознательная линия поведения.
Самый «опасный» вариант — характер. Руководитель-самодур, поведение которого обусловлено личностными особенностями, останется таким навсегда. Сложно также дождаться изменений, когда это осмысленная линия поведения. В остальных случаях действия начальника подвергаются корректировке.
Прежде чем начинать выстраивать отношения с самодуром, нужно выяснить причины такого поведения. Стоит проанализировать существующий характер взаимоотношений: выяснить ситуации, когда босс начинает цепляться, какие поводы для этого выискиваются. Это поможет вести себя так, чтобы не подавать лишних поводов.
Сам сотрудник должен проанализировать и обоснованность претензий и нападок. Часто бывает, что проблема не в начальнике-самодуре, а в уровне адекватности сотрудников. Грамотный человек ищет проблему в себе.
Вариант выстраивания рабочих отношений со своевольным боссом — выполнение действий в соответствии с установленными официальными правилами. Трудовая деятельность и отношения регламентируются большим количеством документов. Существуют законодательные акты, приказы, должностные инструкции. Все они направлены на упорядочивание рабочего процесса. Каждый работник имеет чёткие должностные обязанности, которые фиксируются в инструкциях.
Столкнувшись с самодуром, стоит начать действовать строго в рамках инструкций. При любой придирке или критике со стороны босса, указывать ему на существующие правила. Это лучший способ проучить сумасбродного руководителя.
Рекомендации по поведению в случае постоянных придирок начальника:
- Если у руководителя-женщины истерика, которую она направляет на работника, последний должен сохранять спокойствие. Не нужно реагировать на критику и крики. Ответы на вопросы босса должны быть конструктивными, высказываемое мнение — обоснованным.
- При необоснованных обвинениях в совершении ошибок, доказательно объяснить, кто виноват. Для подтверждения правоты привлечь других сотрудников. Но нужно быть уверенным в лояльности своих коллег.
- Нельзя демонстрировать интеллектуальное или профессиональное превосходство над начальником.
Нужно открыто расставить все точки над «i». Для этого стоит встретиться с начальником в официальной обстановке, обсудить моменты взаимодействия.
Какие аспекты нужно обсудить с начальником-самодуром:
- в какие сроки предоставлять отчёты, как их оформлять, что они должны содержать;
- как будут ставиться задачи, какие данные должны в них содержаться;
- когда сотрудник может обращаться к начальнику за помощью или разъяснениями.
Моментов, которые можно обсудить и обговорить, много. Всё зависит от специфики работы, особенностей построения рабочих процессов в компании. Лучше все договорённости зафиксировать письменно и оформить в виде официальной инструкции для внутреннего пользования. Если удастся установить рамки официальных отношений, начальнику будет сложно придраться.