Нужна ли ранняя профориентация: работа с дошкольниками
Ребенку бывает сложно понять, в чем тонкости той или иной профессии. Профориентацией начинают заниматься обычно в старших классах, когда выпускников нужно подготовить к выбору профессии и сделать упор на получение определенных знаний. Но готовить ребенка к дальнейшему выбору взрослой деятельности можно начинать с детского сада.
Необходимость мероприятий
Дошкольный возраст идеален для знакомства с профессиями. Дети очень любопытны, они впитывают новую информацию с большим интересом.
Чтобы ребенок выбрал для себя любимую профессию в будущем, нужно систематически знакомить его с профессиями еще в раннем детстве. Профориентация детей дошкольного возраста является необходимым звеном в формировании личности.
Ребенка следует знакомить еще и с требованиями, которые будут предъявляться в той или иной профессии, чтобы он учился оценивать свои способности и стремился достигать поставленных задач. Интересоваться мнением о профессиях, которые ему нравятся, тем самым помогая формировать право выбора. Важно давать в этот период необходимую поддержку, чтобы он ощутил веру в собственные силы, развил уверенность. Профориентация должна способствовать самоопределению.
Основные этапы
Развитие ребенка очень быстро происходит в период от 2 до 7 лет. Ранняя профориентация дошкольников может быть разделена на три этапа:
- младший дошкольный возраст;
- средний дошкольный возраст;
- старший дошкольный возраст.
В эти этапы дети по-разному реагируют на информацию и воспринимают ее.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). В этом возрасте они способны понять виды труда и трудовые операции. Они уже проявляют способность к определенному виду деятельности. Опираясь на способности и на психологическое развитие, можно спрогнозировать предпочтения в выборе профессии.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет). На данном этапе они хорошо воспринимают информацию о профессиях, учатся сравнивать и различать различные трудовые деятельности, учатся искать цели деятельности и выявлять пользу. В этом возрасте они хорошо анализируют полученные знания и выделяют для себя понравившиеся виды труда.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет). Появляется способность систематизировать полученные ранее знания, выявить результаты труда, расширяет знания о технике выполнения работы.
Он может получать знания о профессиях и их трудовых особенностях через совместную деятельность со взрослыми, через различные формы подачи информации:
- прочтение сказок,
- беседа,
- просмотр фильма,
- прочтение сказки,
- просмотр картинок,
- игра ,
- просмотр театрализованных представлений,
- экскурсии на предприятия и т.д.
Выбор формы подачи можно выбирать в зависимости от ситуации.
Игра как важный метод
Интересной формой подачи информации для дошкольников является игра. Примерять различные роли на себя очень любопытно, потому что в форме игры он может представить себя продавцом, поваром, учителем, врачом, космонавтом, танцором и т.д.
Такие ролевые игры будут интересны детям разного младшего возраста . Их можно проводить в небольших группах. Чтобы вовлечься в игру, малыш должен чувствовать, что главная профессиональная роль досталась ему.
Представляя себя взрослым с определенной профессией, он будет совершать действия, связанные с этой профессией. Взрослому лишь необходимо ознакомить изначально с особенностями деятельности и регулировать процесс. Игровые атрибуты помогут значительно упростить процесс и надолго вовлечь в игру.
Помогая ребенку развиваться способности с раннего возраста , взрослые готовят его к осознанному выбору в будущем. Дети дошкольного возраста , которые знакомы с определенными видами деятельностями, сами заинтересованы в развитии определенных навыков. Они стремятся узнавать больше о понравившихся профессиях не только в младшем, но и в школьном возрасте.
Ранней профориентации детей в последнее время стали уделять внимание в различных дошкольных образовательных учреждениях. Но родители также должны знакомить малыша с разнообразием трудовых специальностей, т.к. чем больше он узнает, тем легче ему будет сделать выбор. Дети очень быстро растут, поэтому не стоит откладывать такой важный момент.
Каждый ребенок обладает своей неповторимой уникальностью, иногда необходима индивидуальная профориентация дошкольников , чтобы раскрыть потенциальные возможности. Чем больше внимания и времени уделяется малышу в детстве, тем счастливее он становится в будущем.