Избавляемся от заикания
Всегда родители с нетерпением ждут первых слов малыша. Но это событие может омрачить заикание. Тогда родители начинают показывать ребенка врачам, ходят от невропатолога к логопеду, от психолога к лору. На родителей малыша обрушивается шквал информации из разных источников, как избавиться от заикания и каковы основные причины, повлекшие за собой возникновение логоневроза.
Что представляет собой заикание
Логоневроз – комплексное, тяжелое нарушение функции речевого аппарата, заикание провоцируют судороги лицевой мускулатуры. Нарушается плавность речи, ее целостность, появляются повторения звуков и их удлинение. Речь является достаточно сложной деятельностью, и развитие мозгового сектора, отвечающего за данную функцию, начинается в утробе и продолжает развиваться после рождения.
Когда проявляется
Различные расстройства речи проявляются в промежутке между 2 и 5 годами. В это время происходит активное развитие и формирование фразовой речи. Заикание обычно начинается неожиданно и со временем усиливается.
Тут многих взрослых ждет ловушка: свои переживания, излишнее проявление обеспокоенности провоцируют усиление патологии речи. Так ребенок реагирует на чрезмерное внимание к его дефекту речи. Логоневроз – это форма системного невроза, осложняется он логофобией, а это затрудняет устранение заикания.
Как проявляется
На детской площадке, часто слышно: «дай, дай, дай мне». От этой фразы до «д-д-д-дай мне» короткий путь. Специалисты в области неврологии утверждают, что повторение слова или звука больше двух раз уже является отклонением от нормы развития речевого аппарата.
Статистика
В мире 3% детей имеют различную сложность заикания. Мальчики болеют в 5 раз чаще, чем девочки. Логоневроз усиливается в знаковые для ребенка периоды: поход в детский сад, в школу, во время полового созревания. Заикание сказывается на адаптации в коллективе, на здоровом принятии себя, на умении владеть собой.
Патология провоцирует дублирование, каких-либо, чаще гласных, звуков или коротких слов, резкую остановку речи. Речь изобилует паразитами («э-э-э, м-м-м, и-и-и»). Во время их произнесения, чувствуется внутренняя борьба, желание сказать быстро и правильно. Многие дети заикаются только при волнении, если попали в неловкую ситуацию или в новый коллектив. В привычной же обстановке их речь чиста и нетороплива.
Предпосылки развития речевой дисфункции
Проблемы и расстройства речевого аппарата специалисты изучаю много лет. Психологи уверяют, что нет какого-то конкретного фактора, который провоцирует заикание. Механизм возникновения такого дефекта неоднородный: это совокупность физиологических и психических нарушений.
К трем годам у детей ускоряется развитие координации речевых движений, вместе с этим появляется и вербальное мышление. В этот период речь очень уязвима, усугубляют это излишняя возбудимость малышей и незрелая нервная система. В итоге легковозбудимые и активные дети чаще других страдают от речевых дисфункций.
Логоневроз сопровождается задержкой воспроизведения звуков и слов, это связано с судорогами мышц речевого аппарата (язык, губы, гортань). Судороги бывают клонические и тонические. Клоническая судорога провоцирует частое повторение первых звуков или слогов, появление перед началом слова лишних гласных.
Тоническая судорога провоцирует повторение согласных звуков. Нередко встречается и клоническо-тоническое расстройство речи. Такие судороги мелкие и неопасные, не требуют лечения в стационарном или амбулаторном отделении.
Причины заикания
Основные предпосылки, провоцирующие развитие логоневроза, можно разделить на физиологические, психологические и социальные.
Физиологические причины:
- родовые травмы с поражением ЦНС;
- табачная и алкогольная зависимость женщины в период беременности;
- генетическая предрасположенность;
- черепно-мозговая травма в первые годы жизни;
- различные заболевания гортани и носоглотки;
- перенесенные тяжелые инфекции (менингококковая или пневмококковая инфекция, рахит и пр.);
- принудительное переучивание левши в правшу.
Психологические причины:
- частые стрессы, потрясения;
- потеря близких людей в осознанном возрасте;
- нервные расстройства (страх темноты, страх наказания и пр.);
- обида, ревность (борьба за первенство при появлении еще одного ребенка в семье);
- желание обратить на себя внимание родителей;
- сильный испуг (напала собака, гроза и пр.).
Социальные причины:
- излишняя строгость родителей и жесткий подход в воспитании;
- копирование поведения заикающегося родственника или знакомого;
- чрезмерная нагрузка на речевой аппарат ребенка;
- раннее изучение иностранных языков;
- недостаточное внимание и занятость родителей (малыш торопится сказать, чтобы не отнимать ваше время);
- смена привычного окружения, переход в другой сад, школу, переезд.
Провоцирующие факторы
Многие родители чересчур увлекаются различными методиками раннего развития. Детей с года учат алфавиту и цифрам, в два начинают разучивать стихи. Всему свое время, и пока мозговой центр, отвечающий за речь, не созреет, требовать сложные словосочетания просто бессмысленно.
А также логопеды выделяют провоцирующие факторы в возникновении дефектов речи:
- нарушения в эндокринной системе организма;
- отсутствие четкого распорядка дня;
- несбалансированное питание, перенасыщение белками;
- переутомление ребенка, загруженность кружками и секциями, уроками в школе;
- ранний билингвизм;
- конфликтная обстановка в семье;
- развод родителей.
В период полового созревания ребенок может страдать неврозами с последующим заиканием. В таком случае дефект по мере взросления пройдет, мировая статистика определяет всего 1% взрослых людей, страдающих от логоневроза.
Заикание, вызванное другими факторами, нельзя убрать самостоятельно, этот дефект необходимо устранить терапевтически, для начала стоит обратиться к логопеду, для построения плана занятий.
Действия родителей
Первое, и самое важное, что должен помнить родитель: тревога и заострение внимания на проблеме речи только усугубят течение заболевания и закрепят его. Ребенка угнетает ваше недовольство и его отличие от сверстников. Задача взрослых: объяснить малышу, что вам интересно смысловое наполнение его речи, а не способ ее воспроизведения. Нельзя кричать, ругать и высмеивать заикающегося ребенка, нельзя подгонять его («ну, давай/ скажи же быстрее/ чего ты тянешь?»).
Ваша задача избавить ребенка от насмешек других детей, от замечаний воспитателя в саду или учителей в школе. Сейчас в детских коллективах часто возникает буллинг (травля): любая непохожесть на других может спровоцировать нападки и только усугубить проблему. Этот момент очень важен и требует принятия быстрых решений.
Родители не должны пускать на самотек подобное. Если избавить ребенка от травли и насмешек не получается, меняйте коллектив: бросайте детский сад, школу без промедления. Насмешки и издевательства провоцируют укрепление нервного расстройства. Ребенок замкнется, у него выработается застенчивость на всю жизнь.
Подросткам, проходящим этап коррекции речи, необходимы и консультации психолога, если с родителями отношения напряжены и лишены доверия. Подросткам нужно помочь найти свои сильные стороны, для сохранения самооценки, для определения места в коллективе. В пубертатный особенно важно социальное и личностное становление человека.
Правила для родителей
Ряд простейших правил для родителей и родственников ребенка, страдающего от заикания:
- заикание не должно быть причиной освобождения ребенка от домашних дел, избавления от наказаний или поблажек;
- чаще обнимайте и хвалите ребенка;
- замечания минимизируйте, но без ущерба для дисциплины, они должны быть направлены на поступки ребенка, а не на его личные качества;
- телевизор не должен работать на фоне целый день;
- минимизируйте время, проводимое перед экраном компьютера и телевизора, особенно за два часа до сна;
- соблюдайте строгий распорядок дня, избегайте перевозбуждения;
- в доме должна быть благоприятная атмосфера, без конфликтов и криков;
- соблюдайте культуру речи, не выражайтесь матом;
- контролируйте свою речь, пусть она будет плавной и спокойной, четко произносите слова и делайте между ними паузы;
- разбивайте сложные смысловые предложения на, простые и короткие;
- терпеливо слушайте ребенка, дайте ему закончить свою мысль, не заставляйте повторять сказанное;
- помогите исправить ошибки уже после высказывания ребенка;
- учите вместе короткие ритмические стихи и песни.
Логопедам известны случаи, когда ребенок излечился от заикания самостоятельно, и это было обусловлено рядом причин: позитивный настрой всей семьи, отсутствие стыда за дефект, кроткие слова выговаривались без запинки, и главное, ребенок не замкнулся в себе и продолжал общаться.
Методики лечения заикания
Лечение заикания включает в себя логопсихокоррекционные методики, разработанные специалистами (логопедом, неврологом, дефектологом). Чем раньше вы обратитесь к специалисту и начнете выполнять комплексные упражнения, тем быстрее наступит излечение.
Будьте откровенны с ребенком в вопросе заикания, объясните, что происходит с ним, и к чему вы вместе стремитесь. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, хвалите его за маленькие и большие победы. Находите время для неторопливых разговоров, даже 15-20 минут вечером, перед сном скажутся благоприятно.
Лечение заикания в игровой форме
Игровая форма лечения проста для применения дома родителями.Начинайте играть и бороться с дефектом одновременно, как только услышите заикание у сына или дочери.
До похода к логопеду или неврологу, вреда играми вы не нанесете.
- «Молчанка». Цель методики – научиться замедлять речь и расслаблять мышцы речевого аппарата. Можно повторять за рыбами и молча открывать и закрывать рот, как бы хватая воздух, или, закрыв рот, надувать щеки. Погрузить нижнюю часть лица в воду и сомкнуть губы, чтобы, не попала вода.
- Массаж лица, шеи и плеч. Можно ласково водить ладонями по телу малыша, мять пальцами щеки, сопровождая свои движения ритмичными стишками или потешками. Массажи хорошо проводить вечером после ванны, когда малыш лежит в кроватке.
- Счет с ускорением. Ведите счет с одного и до десяти, повторяя каждую следующую цифру на одном дыхании и растягивая слова: одииииин, одиииндвааа, одиииндваааатриии и т. д.
- Логоритмические упражнения. Это стихи и песни, провоцирующие движение. Эта методика описана в книге Е. Железновой «Веселая логоритмика».
- Игры, нацеленные на развитие мелкой моторики. Умение ловко управлять собственными пальцами напрямую связано с речью. В играх с ребенком задействуйте мелкие предметы, можно перебирать пуговки, бросать в копилку монеты. Есть различные мелкие фигурки и щипчики для их сбора, кинетический песок, мелкая мозаика, гранулированный пластилин, тесто для лепки. Активно используются подручные средства: прищепки, бусины, крупа, фасоль, вода. Помните, что такие занятия проводятся только в присутствии взрослого человека.
- «Собака учуяла пожар». Представляем себя собакой, поджимаем губы трубочкой и морщим нос – нюхаем. Унюхав дым, начинаем звать на помощь, кричим: «Гарь! Дым! Гав! Огонь! Гав! Пожар!» Слова короткие и прерывистые, произносим их звонко и четко, вертя головой по сторонам.
- Играем на вымышленном фортепиано. Цель – создание связи между движением ведущей руки и речевым аппаратом. Ведущая рука у правши правая, у левши – левая. Расслабляем руку и выкладываем ее на стол, начинаем перебирать пальцами, от большого пальца к мизинцу, как бы нажимая на клавиши. Движение каждого из пальцев сопровождаем звуками: ма, мо, му, мэ, ми или с, п, н, р. Здесь важно, чтобы нажатие на клавишу происходило на долю секунды раньше, чем ребенок выдает звук. Это сложное задание, деткам с дефектами речи оно дается нелегко, но при регулярном повторении будет заметен результат. Когда все простые звуки будут отработаны, начинайте произносить короткие слова.
- Занятия с карточками Глена Домана. Известные пособия для развития речи и памяти у детей младшего возраста. Вам нужны комплекты с предметами обихода, транспортом и животными. Разложите на столе карточки и по очереди демонстрируйте их ребенку, произнося слово медленно, растянуто, по слогам. Постепенно переходите к длинным и сложным словам, совмещайте картинки в истории, проговаривая предложения.
Коррекция речи у логопеда
Дефектолог на своих уроках с ребенком подберет упражнения, которые снимут напряжение в мышцах речевого аппарата, помогут сделать речь плавной, научат слышать и воспроизводить ритм.
Занятия выстраиваются в индивидуальном темпе, отталкиваясь от возраста ребенка и тяжести дефекта.
Занятия проходят поэтапно:
- Первый необходимый навык – умение воспроизводить повествование. Детки читают и учат стихи, сказки, пересказывают. Уже на этом этапе, необходимо донести ребенку, что такие уроки безоценочные, ему не стоит переживать о низком балле. Ребенка учат излагать свои мысли спокойно, не торопясь, не сбиваясь и не меняя интонации. При достижении результата в таком темпе, врач усложняет задачу: просит разговаривать другими голосами и с разной интонацией и паузами. В этом случае цель – дать детской речи эмоциональную составляющую.
- Изучая психологические проблемы, спровоцировавшие появление логоневроза, малыша учат поведению в различных жизненных ситуациях, которые могут ему встретиться. Нельзя позволить ребенку замкнуться в своих проблемах. Всеми способами поддерживайте позитивный настрой ребенка, хвалите его, дарите мелкие подарки за новые достижения в коррекционной работе или после каждого урока.
- На своих занятиях логопед демонстрирует личным примером правильно построенную и воспроизведенную речь. Обратите на это внимание на этапе поиска человека для работы с вашим ребенком. Педагог может демонстрировать видео или аудиозаписи разговоров других детей или взрослых, но если его речь беглая или пестрит словами-паразитами, ищите другого человека, умеющего правильно разговаривать.
- Методы лечения заикания включают в себя такой раздел как логоритмика. В нем содержаться специально разработанные упражнения для тренировки мимических и голосовых мышц. Это пение, стихи, нейродинамическая гимнастика, ритмопластика.
- Дыхательная гимнастика помогает расслабить мускулатуру речевого аппарата, направлена на тренировку голосовых связок. Деток учат дышать глубоко, свободно и ритмично. И также умение контролировать свое дыхание помогает в стрессовых ситуациях.
- По окончании занятия ребенку в обязательном порядке дают задание на дом. Побороть заикание, отучится дублировать слоги, убрать лишнюю беглость речи – это длительный и кропотливый процесс, в успехе которого заинтересованы все.
- Обратите внимание на эмоциональную составляющую отношений логопед – ребенок. Вашему сыну или дочери должно быть комфортно, спокойно и интересно с педагогом. Специалист, работающий с детьми, никогда не позволит себе крика или физического наказания. Не забывайте, что любая форма заикания имеет также и психологические причины возникновения, на период лечения у логопеда ребенку лучше создать максимально комфортные условия.
Медикаменты в лечении заикания
Так как заикание – специфическое и многофакторное заболевание, медицинской науке неизвестна таблетка или прием, способный вылечить его навсегда. Лечение различных дефектов речи ведет логопед, и часто подключают невролога, если есть физиологическая симптоматика. Родителям категорически запрещено самостоятельно выбирать и давать ребенку какие-либо аптечные средства неврологического спектра действия.
Обычно после осмотра невролог назначает противосудорожные средства, улучшающие кровообращение мозга, успокаивающие. В комплексе такое лечение помогает нормализовать состояние центральной нервной системы.
Совсем недавно для лечения заикания стали применять компьютерные программы. Их действие заключается в синхронизации речи и слухового центра мозга. Применяемые методы достаточно эффективны.
Задача ребенка – проговорить заданные ему слова в микрофон, компьютерная программа замедляет речь, и ребенок слышит сам себя, но в плавном, правильном темпе.
Для каждого ребенка программа индивидуальная и учит придавать словам эмоциональную окраску и произносить их в правильном темпе.
Альтернативные методики
Нетрадиционные методики, конечно же, ориентированы на результат, но без параллельных логопедических занятий их недостаточно.
Для детей старше 10 лет широко применяют гипноз. Введя ребенка в гипнотический сон, врач снимает спазм мускулатуры речевого аппарата, блокирует боязнь и застенчивость. Обычно пяти сеансов достаточно, чтобы речь стала плавной и без запинок.
Хороший результат дает рефлексотерапия (точечный массаж). Специалист стимулирует определенные точки на лице, голове, шее и руках. После нескольких сеансов ребенок становится спокойнее, нормализуется сон, и заикание постепенно отступает. Такая технология применяется на протяжении всего курса лечения.
У традиционной науки нет подтверждений излечения речевых дефектов гомеопатией. Хотя у гомеопатов обязательно найдутся препараты и способы избавиться от заикания.
Заключение
Современная медицина знает различные методы устранения заикания, обладает всеми необходимыми инструментами для лечения речевых дисфункций. Важно, не терять время и обратится к специалисту в этом вопросе, желательно начать лечение до поступления ребенка в школу.
Победить заикание во взрослом возрасте сложнее, с годами мышцы теряют эластичность, психологические проблемы укореняются и на них нарастают новые. Не медлите, отправляйтесь на консультацию к логопеду при первых тревожных признаках, он расскажет, как вылечить заикание.