Избавляемся от заикания

Всегда родители с нетерпением ждут первых слов малыша. Но это событие может омрачить заикание. Тогда родители начинают показывать ребенка врачам, ходят от невропатолога к логопеду, от психолога к лору. На родителей малыша обрушивается шквал информации из разных источников, как избавиться от заикания и каковы основные причины, повлекшие за собой возникновение логоневроза.

лечение заикания

Что представляет собой заикание

Логоневроз – комплексное, тяжелое нарушение функции речевого аппарата, заикание провоцируют судороги лицевой мускулатуры. Нарушается плавность речи, ее целостность, появляются повторения звуков и их удлинение. Речь является достаточно сложной деятельностью, и развитие мозгового сектора, отвечающего за данную функцию, начинается в утробе и продолжает развиваться после рождения.

Когда проявляется

Различные расстройства речи проявляются в промежутке между 2 и 5 годами. В это время происходит активное развитие и формирование фразовой речи. Заикание обычно начинается неожиданно и со временем усиливается.

Тут многих взрослых ждет ловушка: свои переживания, излишнее проявление обеспокоенности провоцируют усиление патологии речи. Так ребенок реагирует на чрезмерное внимание к его дефекту речи. Логоневроз – это форма системного невроза, осложняется он логофобией, а это затрудняет устранение заикания.

Как проявляется

На детской площадке, часто слышно: «дай, дай, дай мне». От этой фразы до «д-д-д-дай мне» короткий путь. Специалисты в области неврологии утверждают, что повторение слова или звука больше двух раз уже является отклонением от нормы развития речевого аппарата.

Статистика

В мире 3% детей имеют различную сложность заикания. Мальчики болеют в 5 раз чаще, чем девочки. Логоневроз усиливается в знаковые для ребенка периоды: поход в детский сад, в школу, во время полового созревания. Заикание сказывается на адаптации в коллективе, на здоровом принятии себя, на умении владеть собой.

Патология провоцирует дублирование, каких-либо, чаще гласных, звуков или коротких слов, резкую остановку речи. Речь изобилует паразитами («э-э-э, м-м-м, и-и-и»). Во время их произнесения, чувствуется внутренняя борьба, желание сказать быстро и правильно. Многие дети заикаются только при волнении, если попали в неловкую ситуацию или в новый коллектив. В привычной же обстановке их речь чиста и нетороплива.

Предпосылки развития речевой дисфункции

Проблемы и расстройства речевого аппарата специалисты изучаю много лет. Психологи уверяют, что нет какого-то конкретного фактора, который провоцирует заикание. Механизм возникновения такого дефекта неоднородный: это совокупность физиологических и психических нарушений.

К трем годам у детей ускоряется развитие координации речевых движений, вместе с этим появляется и вербальное мышление. В этот период речь очень уязвима, усугубляют это излишняя возбудимость малышей и незрелая нервная система. В итоге легковозбудимые и активные дети чаще других страдают от речевых дисфункций.

лечение заикания

Логоневроз сопровождается задержкой воспроизведения звуков и слов, это связано с судорогами мышц речевого аппарата (язык, губы, гортань). Судороги бывают клонические и тонические. Клоническая судорога провоцирует частое повторение первых звуков или слогов, появление перед началом слова лишних гласных.

Тоническая судорога провоцирует повторение согласных звуков. Нередко встречается и клоническо-тоническое расстройство речи. Такие судороги мелкие и неопасные, не требуют лечения в стационарном или амбулаторном отделении.

Причины заикания

Основные предпосылки, провоцирующие развитие логоневроза, можно разделить на физиологические, психологические и социальные.

Физиологические причины:

  • родовые травмы с поражением ЦНС;
  • табачная и алкогольная зависимость женщины в период беременности;
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговая травма в первые годы жизни;
  • различные заболевания гортани и носоглотки;
  • перенесенные тяжелые инфекции (менингококковая или пневмококковая инфекция, рахит и пр.);
  • принудительное переучивание левши в правшу.

Психологические причины:

  • частые стрессы, потрясения;
  • потеря близких людей в осознанном возрасте;
  • нервные расстройства (страх темноты, страх наказания и пр.);
  • обида, ревность (борьба за первенство при появлении еще одного ребенка в семье);
  • желание обратить на себя внимание родителей;
  • сильный испуг (напала собака, гроза и пр.).

Социальные причины:

  • излишняя строгость родителей и жесткий подход в воспитании;
  • копирование поведения заикающегося родственника или знакомого;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат ребенка;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • недостаточное внимание и занятость родителей (малыш торопится сказать, чтобы не отнимать ваше время);
  • смена привычного окружения, переход в другой сад, школу, переезд.

Провоцирующие факторы

Многие родители чересчур увлекаются различными методиками раннего развития. Детей с года учат алфавиту и цифрам, в два начинают разучивать стихи. Всему свое время, и пока мозговой центр, отвечающий за речь, не созреет, требовать сложные словосочетания просто бессмысленно.

А также логопеды выделяют провоцирующие факторы в возникновении дефектов речи:

  • нарушения в эндокринной системе организма;
  • отсутствие четкого распорядка дня;
  • несбалансированное питание, перенасыщение белками;
  • переутомление ребенка, загруженность кружками и секциями, уроками в школе;
  • ранний билингвизм;
  • конфликтная обстановка в семье;
  • развод родителей.

лечение заикания

В период полового созревания ребенок может страдать неврозами с последующим заиканием. В таком случае дефект по мере взросления пройдет, мировая статистика определяет всего 1% взрослых людей, страдающих от логоневроза.

Заикание, вызванное другими факторами, нельзя убрать самостоятельно, этот дефект необходимо устранить терапевтически, для начала стоит обратиться к логопеду, для построения плана занятий.

Действия родителей

Первое, и самое важное, что должен помнить родитель: тревога и заострение внимания на проблеме речи только усугубят течение заболевания и закрепят его. Ребенка угнетает ваше недовольство и его отличие от сверстников. Задача взрослых: объяснить малышу, что вам интересно смысловое наполнение его речи, а не способ ее воспроизведения. Нельзя кричать, ругать и высмеивать заикающегося ребенка, нельзя подгонять его («ну, давай/ скажи же быстрее/ чего ты тянешь?»).

Ваша задача избавить ребенка от насмешек других детей, от замечаний воспитателя в саду или учителей в школе. Сейчас в детских коллективах часто возникает буллинг (травля): любая непохожесть на других может спровоцировать нападки и только усугубить проблему. Этот момент очень важен и требует принятия быстрых решений.

лечение заикания

Родители не должны пускать на самотек подобное. Если избавить ребенка от травли и насмешек не получается, меняйте коллектив: бросайте детский сад, школу без промедления. Насмешки и издевательства провоцируют укрепление нервного расстройства. Ребенок замкнется, у него выработается застенчивость на всю жизнь.

Подросткам, проходящим этап коррекции речи, необходимы и консультации психолога, если с родителями отношения напряжены и лишены доверия. Подросткам нужно помочь найти свои сильные стороны, для сохранения самооценки, для определения места в коллективе. В пубертатный особенно важно социальное и личностное становление человека.

Правила для родителей

Ряд простейших правил для родителей и родственников ребенка, страдающего от заикания:

  • заикание не должно быть причиной освобождения ребенка от домашних дел, избавления от наказаний или поблажек;
  • чаще обнимайте и хвалите ребенка;
  • замечания минимизируйте, но без ущерба для дисциплины, они должны быть направлены на поступки ребенка, а не на его личные качества;
  • телевизор не должен работать на фоне целый день;
  • минимизируйте время, проводимое перед экраном компьютера и телевизора, особенно за два часа до сна;
  • соблюдайте строгий распорядок дня, избегайте перевозбуждения;
  • в доме должна быть благоприятная атмосфера, без конфликтов и криков;
  • соблюдайте культуру речи, не выражайтесь матом;
  • контролируйте свою речь, пусть она будет плавной и спокойной, четко произносите слова и делайте между ними паузы;
  • разбивайте сложные смысловые предложения на, простые и короткие;
  • терпеливо слушайте ребенка, дайте ему закончить свою мысль, не заставляйте повторять сказанное;
  • помогите исправить ошибки уже после высказывания ребенка;
  • учите вместе короткие ритмические стихи и песни.

Логопедам известны случаи, когда ребенок излечился от заикания самостоятельно, и это было обусловлено рядом причин: позитивный настрой всей семьи, отсутствие стыда за дефект, кроткие слова выговаривались без запинки, и главное, ребенок не замкнулся в себе и продолжал общаться.

Методики лечения заикания

Лечение заикания включает в себя логопсихокоррекционные методики, разработанные специалистами (логопедом, неврологом, дефектологом). Чем раньше вы обратитесь к специалисту и начнете выполнять комплексные упражнения, тем быстрее наступит излечение.

Будьте откровенны с ребенком в вопросе заикания, объясните, что происходит с ним, и к чему вы вместе стремитесь. Оказывайте ребенку эмоциональную поддержку, хвалите его за маленькие и большие победы. Находите время для неторопливых разговоров, даже 15-20 минут вечером, перед сном скажутся благоприятно.

Лечение заикания в игровой форме

Игровая форма лечения проста для применения дома родителями.Начинайте играть и бороться с дефектом одновременно, как только услышите заикание у сына или дочери.

лечение заикания

До похода к логопеду или неврологу, вреда играми вы не нанесете.

  • «Молчанка». Цель методики – научиться замедлять речь и расслаблять мышцы речевого аппарата. Можно повторять за рыбами и молча открывать и закрывать рот, как бы хватая воздух, или, закрыв рот, надувать щеки. Погрузить нижнюю часть лица в воду и сомкнуть губы, чтобы, не попала вода.
  • Массаж лица, шеи и плеч. Можно ласково водить ладонями по телу малыша, мять пальцами щеки, сопровождая свои движения ритмичными стишками или потешками. Массажи хорошо проводить вечером после ванны, когда малыш лежит в кроватке.
  • Счет с ускорением. Ведите счет с одного и до десяти, повторяя каждую следующую цифру на одном дыхании и растягивая слова: одииииин, одиииндвааа, одиииндваааатриии и т. д.
  • Логоритмические упражнения. Это стихи и песни, провоцирующие движение. Эта методика описана в книге Е. Железновой «Веселая логоритмика».
  • Игры, нацеленные на развитие мелкой моторики. Умение ловко управлять собственными пальцами напрямую связано с речью. В играх с ребенком задействуйте мелкие предметы, можно перебирать пуговки, бросать в копилку монеты. Есть различные мелкие фигурки и щипчики для их сбора, кинетический песок, мелкая мозаика, гранулированный пластилин, тесто для лепки. Активно используются подручные средства: прищепки, бусины, крупа, фасоль, вода. Помните, что такие занятия проводятся только в присутствии взрослого человека.
  • «Собака учуяла пожар». Представляем себя собакой, поджимаем губы трубочкой и морщим нос – нюхаем. Унюхав дым, начинаем звать на помощь, кричим: «Гарь! Дым! Гав! Огонь! Гав! Пожар!» Слова короткие и прерывистые, произносим их звонко и четко, вертя головой по сторонам.
  • Играем на вымышленном фортепиано. Цель – создание связи между движением ведущей руки и речевым аппаратом. Ведущая рука у правши правая, у левши – левая. Расслабляем руку и выкладываем ее на стол, начинаем перебирать пальцами, от большого пальца к мизинцу, как бы нажимая на клавиши. Движение каждого из пальцев сопровождаем звуками: ма, мо, му, мэ, ми или с, п, н, р. Здесь важно, чтобы нажатие на клавишу происходило на долю секунды раньше, чем ребенок выдает звук. Это сложное задание, деткам с дефектами речи оно дается нелегко, но при регулярном повторении будет заметен результат. Когда все простые звуки будут отработаны, начинайте произносить короткие слова.
  • Занятия с карточками Глена Домана. Известные пособия для развития речи и памяти у детей младшего возраста. Вам нужны комплекты с предметами обихода, транспортом и животными. Разложите на столе карточки и по очереди демонстрируйте их ребенку, произнося слово медленно, растянуто, по слогам. Постепенно переходите к длинным и сложным словам, совмещайте картинки в истории, проговаривая предложения.

Коррекция речи у логопеда

Дефектолог на своих уроках с ребенком подберет упражнения, которые снимут напряжение в мышцах речевого аппарата, помогут сделать речь плавной, научат слышать и воспроизводить ритм.

Занятия выстраиваются в индивидуальном темпе, отталкиваясь от возраста ребенка и тяжести дефекта.

Занятия проходят поэтапно:

  • Первый необходимый навык – умение воспроизводить повествование. Детки читают и учат стихи, сказки, пересказывают. Уже на этом этапе, необходимо донести ребенку, что такие уроки безоценочные, ему не стоит переживать о низком балле. Ребенка учат излагать свои мысли спокойно, не торопясь, не сбиваясь и не меняя интонации. При достижении результата в таком темпе, врач усложняет задачу: просит разговаривать другими голосами и с разной интонацией и паузами. В этом случае цель – дать детской речи эмоциональную составляющую.
  • Изучая психологические проблемы, спровоцировавшие появление логоневроза, малыша учат поведению в различных жизненных ситуациях, которые могут ему встретиться. Нельзя позволить ребенку замкнуться в своих проблемах. Всеми способами поддерживайте позитивный настрой ребенка, хвалите его, дарите мелкие подарки за новые достижения в коррекционной работе или после каждого урока.
  • На своих занятиях логопед демонстрирует личным примером правильно построенную и воспроизведенную речь. Обратите на это внимание на этапе поиска человека для работы с вашим ребенком. Педагог может демонстрировать видео или аудиозаписи разговоров других детей или взрослых, но если его речь беглая или пестрит словами-паразитами, ищите другого человека, умеющего правильно разговаривать.
  • Методы лечения заикания включают в себя такой раздел как логоритмика. В нем содержаться специально разработанные упражнения для тренировки мимических и голосовых мышц. Это пение, стихи, нейродинамическая гимнастика, ритмопластика.
  • Дыхательная гимнастика помогает расслабить мускулатуру речевого аппарата, направлена на тренировку голосовых связок. Деток учат дышать глубоко, свободно и ритмично. И также умение контролировать свое дыхание помогает в стрессовых ситуациях.
  • По окончании занятия ребенку в обязательном порядке дают задание на дом. Побороть заикание, отучится дублировать слоги, убрать лишнюю беглость речи – это длительный и кропотливый процесс, в успехе которого заинтересованы все.
  • Обратите внимание на эмоциональную составляющую отношений логопед – ребенок. Вашему сыну или дочери должно быть комфортно, спокойно и интересно с педагогом. Специалист, работающий с детьми, никогда не позволит себе крика или физического наказания. Не забывайте, что любая форма заикания имеет также и психологические причины возникновения, на период лечения у логопеда ребенку лучше создать максимально комфортные условия.

лечение заикания

Медикаменты в лечении заикания

Так как заикание – специфическое и многофакторное заболевание, медицинской науке неизвестна таблетка или прием, способный вылечить его навсегда. Лечение различных дефектов речи ведет логопед, и часто подключают невролога, если есть физиологическая симптоматика. Родителям категорически запрещено самостоятельно выбирать и давать ребенку какие-либо аптечные средства неврологического спектра действия.

Обычно после осмотра невролог назначает противосудорожные средства, улучшающие кровообращение мозга, успокаивающие. В комплексе такое лечение помогает нормализовать состояние центральной нервной системы.

Совсем недавно для лечения заикания стали применять компьютерные программы. Их действие заключается в синхронизации речи и слухового центра мозга. Применяемые методы достаточно эффективны.

Задача ребенка – проговорить заданные ему слова в микрофон, компьютерная программа замедляет речь, и ребенок слышит сам себя, но в плавном, правильном темпе.

Для каждого ребенка программа индивидуальная и учит придавать словам эмоциональную окраску и произносить их в правильном темпе.

Альтернативные методики

Нетрадиционные методики, конечно же, ориентированы на результат, но без параллельных логопедических занятий их недостаточно.

лечение заикания у детей в домашних условиях

Для детей старше 10 лет широко применяют гипноз. Введя ребенка в гипнотический сон, врач снимает спазм мускулатуры речевого аппарата, блокирует боязнь и застенчивость. Обычно пяти сеансов достаточно, чтобы речь стала плавной и без запинок.

Хороший результат дает рефлексотерапия (точечный массаж). Специалист стимулирует определенные точки на лице, голове, шее и руках. После нескольких сеансов ребенок становится спокойнее, нормализуется сон, и заикание постепенно отступает. Такая технология применяется на протяжении всего курса лечения.

У традиционной науки нет подтверждений излечения речевых дефектов гомеопатией. Хотя у гомеопатов обязательно найдутся препараты и способы избавиться от заикания.

Заключение

Современная медицина знает различные методы устранения заикания, обладает всеми необходимыми инструментами для лечения речевых дисфункций. Важно, не терять время и обратится к специалисту в этом вопросе, желательно начать лечение до поступления ребенка в школу.

лечение заикания

Победить заикание во взрослом возрасте сложнее, с годами мышцы теряют эластичность, психологические проблемы укореняются и на них нарастают новые. Не медлите, отправляйтесь на консультацию к логопеду при первых тревожных признаках, он расскажет, как вылечить заикание.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Невроз/Избавляемся от заикания