Нужно ли отличать руководство от лидерства
В обиходе понятия лидерство и руководство часто используют как синонимы, но это верно только отчасти. Современная социальная психология разграничивает эти понятия. Власть руководителя над подчиненными основывается на нормативно-правовых актах, формализованных и официальных положениях, т. е. работник обязан выполнять необходимую работу, даже если он этого не хочет и совсем не испытывает симпатии и уважения к начальству.
Ситуация с лидерством кардинально отличается. Источник власти лидера – авторитет, который распространяется на всех сотрудников организации или коллектива. Последователи сами заинтересованы в качественном выполнении своей работы и достижении поставленных перед компанией задач.
Руководство и лидерство имеют различные формы проявления.
Стили руководства
Стиль руководства – способ, посредством которого осуществляется воздействие руководителя на подчиненных с целью выполнения поставленной задачи, повышения эффективности труда и активизации скрытых энергетических ресурсов рабочего коллектива в целом.
Авторитарный (директивный)
Этот способ влияния подразумевает безоговорочное подчинение воле руководителя, в руках которого сосредоточена вся власть над рабочим процессом и всеми его участниками. Алгоритм выполнения работы:
- стимул в виде приказа авторитарного начальника;
- реакция сотрудников в виде достижения необходимого результата;
- постоянный жесткий контроль за подчиненными.
Обсуждение поставленной задачи, высказывание подчиненными собственного мнения и инициатива с их стороны не приветствуются. За работой группы осуществляется жесткий контроль с помощью приказов и санкций различного характера.
Возможно императивное вмешательство. Коллектив можно сравнить с безликим механизмом, отдельные детали которого легко заменимы, работники не рассматриваются как личности и не учитываются отдельные их потребности.
Внедрение данного стиля руководства целесообразно на начальном этапе формирования рабочей группы, пока ее представители еще не заинтересованы в качественном выполнении работы, не обладают достаточной квалификацией и не хотят брать на себя ответственность за достижение поставленной коллективной цели.
Авторитарный лидер способен взять последнее на себя, заставить выполнить нужную работу и научить делать ее правильно.
Демократический (коллегиальный)
Такой стиль управления имеет существенные отличия от предыдущего стиля руководства. Здесь поощряется инициативность сотрудников, выслушиваются их мнения и предложения касательно оптимизации процесса труда. Алгоритм выполнения работы:
- стимул демократического руководителя, оформлен в виде настоятельной просьбы;
- обсуждение с коллективом всех путей достижения поставленной задачи;
- выполнение подчиненными задания, возможен творческий подход, который приветствуется начальством;
- осуществление контроля путем высказывания руководителем рекомендаций и советов.
Наиболее успешные члены коллектива поощряются морально и материально. Под началом такого руководителя группа превращается в единый организм. Психологический микроклимат благоприятен, учитываются потребности каждого сотрудника.
Любой работник выполняет свою функцию максимально эффективно. На этом этапе развития участники рабочего процесса хотят и умеют работать, но все еще избегают личной ответственности за достижение поставленной задачи.
Либеральный (попустительский)
Определяется пассивным участием начальника в рабочем процессе. Руководитель позиционирует себя как отдельную ячейку коллектива и не ставит себя выше остальных.
Инициативность сотрудников обязательна, поскольку сам предводитель часто ее избегает и перекладывает всю ответственность на подчиненных. Алгоритм выполнения работы:
- стимул руководителя в виде просьбы;
- самостоятельное составление работниками плана рабочего процесса и обсуждение методов достижения поставленной руководителем цели;
- контроль за работой сотрудников и участие начальства в рабочем процессе чаще всего отсутствует.
Любое влияние на коллектив со стороны администрации минимально. Руководитель в этом случае ведет себя как сторонний наблюдатель и не участвует в деятельности своих подчиненных.
На этом этапе каждый член группы уже является квалифицированным специалистом, который способен мотивировать себя и принять ответственность за работу. Организация, состоящая из таких самостоятельных сотрудников, является наиболее эффективной и плодотворной.
Участие руководителя в деятельности малых и больших групп варьируется в зависимости от этапа их формирования, который включает мотивацию, квалификацию и ответственность каждого участника рабочего процесса.
Все представленные стили лидерства эффективны в зависимости от ситуации, поэтому опытные руководители не ограничиваются только одним из видов управления, а изменяют их.
Лидерство также неоднородно и представлено разными типами.
Типы лидерства
В отличие от руководителя, лидер заинтересован не только в качественно выполненной работе, он оказывает на своих подчиненных вербальное воздействие с целью улучшения микроклимата в малой или большой группе. Психология выделяет 10 типов лидерства.
Автократическое
Это явление выступает почти полным аналогом директивного руководства. Здесь вся власть и ответственность принадлежит начальству, а у подчиненных нет возможности высказывать свое мнение или выдвигать предложения по рабочим моментам. Этот вид лидерства лучше всего подходит для экстремальных условий, когда времени на творчество или обсуждение задания не хватает.
Существенной особенностью этого подхода является то, что далеко не каждый сотрудник способен находиться под началом автократического лидера, поэтому вероятна потеря ценных кадров: они могут не выдержать поставленных рамок.
Бюрократическое
Такой предводитель зациклен на бумажной стороне работы и требует формализованного подхода от всех остальных. Обсуждение рабочих моментов допустимо только в том случае, если это регламентировано инструкцией. Весь процесс проходит в пределах нормативно-правовых актов организации. Такой тип лидерства обязательно пригодится на предприятиях, которые сопряжены с большим риском, т. е. там, где от соблюдения правил зависит чья-то жизнь или здоровье.
Деловое
Оно подразумевает кратковременное сотрудничество работодателя и работников. В этом случае важна только выполняемая работа, а лидер и его подчиненные могут даже не быть знакомыми. Такие предводители не заинтересованы в творческом подходе и инициативности сотрудников, поскольку план работы уже составлен, требуется только его реализация. Применение этого способа эффективно в условиях большого коллектива, когда личное влияние на каждого невозможно.
Участливое
Такой тип лидерства очень похож на демократическое руководство. Управляющий также позволяет своей команде участвовать в обсуждении рабочих вопросов, поощряет инициативу и креативный подход.
В таком коллективе люди удовлетворены условиями труда и работают не столько из-за финансового вознаграждения, сколько из-за энтузиазма, любви к своему делу и уважения к начальству. Несмотря на многочисленные преимущества этого подхода, его применение недопустимо в условиях кризиса или в работе с неопытными и/или малокомпетентными подчиненными.
Личностно-ориентированное
Социальная позиция лидера данного подхода состоит в создании гармоничного микроклимата в коллективе. Работники поощряются за инициативность, самостоятельность и саморазвитие.
Последний пункт ценится особенно, поскольку лидер заинтересован в том, чтобы его подчиненные постоянно улучшали свою квалификацию: развивали профессиональные знания, умения и навыки.
Основной плюс такого лидерства выражается в том, что его представителя уважают, стремятся попасть в его команду. К нюансам можно отнести то, что иногда самой работе и ее эффективности уделяется недостаточное внимание.
Обслуживающее
Суть этого подхода состоит о том, что лидер не ставит себя выше своих подчиненных, а старается затеряться среди сотрудников и помочь каждому из них. Такой предводитель незаметен и держится в тени, избегает ответственности и перекладывает ее не своих подопечных.
Благодаря этому уровень самодисциплины работников растет, но теряется дистанция и нарушается рабочая этика. Внедрение таких отношений в коллективе возможно только при наличии опытных и ответственных людей.
Безучастное
Это явление имеет явные сходства с попустительским стилем руководства. Безучастный лидер самоустраняется от рабочего процесса, передавая всю ответственность наиболее опытным членам коллектива. В таких условиях соблюдение плана деятельности не контролируется управляющим, а сотрудники имеют полную свободу действий.
Использование этого подхода целесообразно в уже устоявшемся коллективе из опытных и квалифицированных работников. В условиях недавно сформировавшейся рабочей группы использование этого вида лидерства приведет к краху проекта.
Проблемно-ориентированное
Этот стиль состоит из совокупности признаков автократического и бюрократического типов лидерства. Такой начальник отдает четкие указания по рабочим вопросам и тщательно следит за их соблюдением. Все должно быть выполнено точно и в срок, иначе налагаются разнообразные санкции.
В этом случае гарантируется достижение назначенных целей за минимальный срок, но самому коллективу не уделяется должное внимание, что может привести к разладу отношений внутри группы.
Харизматическое
Представитель данного стиля вдохновляет своих последователей на качественное выполнение работы, заряжает их энергией и мотивирует. Благодаря этому сотрудники всегда работают с энтузиазмом, стараются угодить своему начальнику.
Преимуществом этого вида лидерства является то, что поставленная перед организацией цель всегда будет достигнута в срок, а отношения внутри коллектива будут гармоничными. Но харизматичный лидер не стремится развивать свою команду, поскольку больше зациклен на себе.
Трансформационное
Название этого стиля означает, что лидер выступает в роли наставника, который трансформирует профессиональные установки своих подчиненных. В таком случае работа станет для сотрудников гораздо интереснее, а мотивация выполнить ее быстро и качественно повысится в разы.
Позитивных моментов здесь масса: эмоциональная вовлеченность участников рабочего процесса, плодотворная работа и гармоничный микроклимат внутри коллектива. К негативным моментам можно отнести только то, что трансформационные лидеры иногда быстро выгорают и не могут вдохновлять своих подчиненных с тем же усердием и энергией.
Большое разнообразие подходов в сфере управления персоналом умело используется талантливыми руководителями и лидерами. Соотношение этих методов способно обеспечить благополучное выполнение поставленных задач, улучшение микроклимата в коллективе и развитие знаний, умений и навыков его членов. Такие понятия, как руководство и лидерство, не синонимичны, хотя и имеют много сходных моментов.
Сравнительная характеристика понятий
Лидерство и руководство – разные явления, хотя многие руководители обладают лидерскими качествами, которые неспособны проявить некоторые лидеры, поэтому управляют своими подчиненными только на уровне руководителя.
Если руководитель заставляет своих подчиненных делать вещи правильно, то последователи умелого лидера сами хотят действовать верно.
Социальная психология выделяет другие сходства и различия лидера и руководителя.
- Источник руководства – официальное положение в организации. Вне зависимости от того, какие чувства к нему испытывают его подчиненные, он будет руководить, и его приказам необходимо следовать. Главенство лидера основывается на признании окружающими его личного превосходства над другими, т. е. нет сомнений в том, что он умнее или сильнее остальных. По этой причине его наставления выполняют. Лидер пользуется авторитетом подчиненных изначально, а руководителю еще предстоит заслужить уважение и поддержку группы.
- Руководство – социальная характеристика, а это означает, что руководитель назначается третьими лицами для занятия главенствующей позиции в иерархии конкретной организации или коллектива. В противовес этому, лидерство – характеристика психологическая. Участники самостоятельно выбирают себе управленца, чтобы следовать его указаниям по собственной воле. Обратной стороной этой тенденции является то, что между лидером и его подчиненными слишком короткая социальная дистанция. Это может быть как преимуществом, так и недостатком.
- Лидер и руководитель отличаются также направленностью. Первый заинтересован в установлении доверительных отношений со своими подопечными, что впоследствии приведет к продуктивной работе. Второго интересует соблюдение регламента и достижение коллективной цели, а гармоничный микроклимат в этом случае является второстепенной задачей. Но лидеру важно соблюсти золотую середину. В случае перевеса в одну из сторон будет потерян либо авторитет, либо проект.
- Отличие лидерства и руководства состоит и в том, что первое явление – целенаправленный процесс, т. к. руководителя назначают для конкретной задачи, а второе явление часто возникает спонтанно: люди внезапно начинают доверять конкретному человеку и следовать за ним. Организационная власть находится в руках руководителя, а личностная – в руках лидера. В неформальных коллективах лидер даже не воспринимается как таковой, но все уважают его мнение, перенимают мировоззрение и установки, выполняют просьбы и указания.
- Исходя из того, что лидерство представляет собой неформальное явление, оно автоматически становится неустойчивым и нестабильным. В один день группа боготворит своего лидера, а в другой ведет его на эшафот. Руководство – более устойчивое явление, поскольку руководитель назначен третьими лицами, которые могут и уволить недовольного работника. Власть может удерживаться на протяжении длительного времени, даже вопреки желанию подчиненных, а лидера можно свергнуть, для этого нет никаких преград.
- Различны и методы воздействия на последователей. Указания лидера хочется выполнять, потому что он озвучивает их в форме просьбы или рекомендации, реализация которой будет выгодна для самого исполнителя. Руководитель требует и приказывает. Стоит не забывать, что в определенной ситуации будут эффективны конкретные методы. Использование директивного подхода на начальном этапе формирования группы приведет к продуктивной деятельности, а в уже сложившемся коллективе квалифицированных специалистов можно наткнуться на сопротивление и непонимание.
Лидер группы и руководитель отличаются источником власти, происхождением, ведущей направленностью деятельности, методами воздействия на группу, устойчивостью и длительностью власти по времени.
Несмотря на явные различия, эти понятия можно объединять по некоторым причинам. Иногда руководитель, который был назначен третьими лицами, сначала не вызывает доверия у подчиненных, но с течением времени заручается их поддержкой и становится авторитетным лидером.
Обратное превращение может произойти и с лидером: стихийно избранный лидер становится жестким авторитарным руководителем, который забывает о своих начальных мотивах.
Лидер коллектива и руководитель имеют и сходные характеристики:
- Обоими видами управления может обладать один и тот же предводитель. Начальник компании управляет своими подчиненными, используя нормативно-правовые акты, как руководитель, но не забывая про налаживание доверительных отношений с сотрудниками, как лидер.
- Лидер коллектива и руководитель обладают существенной властью над определенной группой индивидов. Предводители отдают указания, которые должны выполняться качественно и с учетом заданного промежутка времени.
- Руководство и лидерство подразумевают развернутую систему поощрений и наказаний. Даже если лидер находится в близких отношениях со своими последователями, провал поставленной цели незамедлительно приводит к применению санкций в виде выговора, лишения премии, увольнения и т. п. Хотя лидер организации и хочет вызвать доверие у коллектива, стоит помнить, что оно не будет иметь никакого значения, если общая цель не будет достигнута.
Оба рассмотренных понятия имеют свои сходства и различия. Руководство и лидерство включают в себя разные стили, виды и методы управления рабочей группой.
Талантливый менеджер должен интуитивно улавливать настроение своих подчиненных и умело применять управленческие стили. Их необходимо менять на разных этапах формирования производственного коллектива.