Специфика лидерства в больших и малых группах
Явление лидерства психологи исследуют уже на протяжении долгого времени. Данное понятие фигурирует в большинстве социальных наук, таких как менеджмент, психология, социология, изучение человеческих ресурсов и т. д.
Определение термина
Лидерство в группе может возникнуть в абсолютно любой ситуации, когда образуется коллектив свыше 2 человек. Когда в больших и малых группах, сформировавшихся случайно либо намеренно, возникает необходимость решить определенную задачу, то некоторые ее участники начинают проявлять себя наиболее активно, чем подсознательно могут заслужить уважение. На практике данное явление часто рассматривают на примере небольшого коллектива (лидерство в малых группах). Такая разновидность лидерства открывает личности возможность оказывать значимое влияние на людей, их поведение и принятие решения небольшим количеством участников.
В большинстве случаев лидерство в малой группе носит неформальный характер, а ее основой являются личные качества человека и его социальная роль, а также отношения между участниками. Поэтому разделяют такие термины, как «лидерство» и «руководство»: если в первом случае решающие факторы — это психологические аспекты человека, то во втором — это более формальные методы воздействия (наиболее часто встречаются командно-административные). Формируется коллектив людей, который принимает основные решения команды и ведет ее за собой. В психологии принято считать, что данный процесс подразделяет всех участников на два типа — лидеры (их меньшинство) и последователи (основная часть). Кто такой лидер?
Кто же такой лидер в малой группе и чем он отличается от основной части коллектива? Он обладает следующими качествами:
- активная позиция;
- инициативность;
- способность менять мнение группы и воздействовать на нее;
- наличие качеств, которые позитивно принимаются данной группой.
Если человек является неформальным лидером, то на его плечи ложится ряд задач и функций. Он отвечает за существование данной группы, а также является защитником ее ценностей и принципов взаимодействия. Лидер является представителем коллектива индивидуумов. Основная ответственность ложится непосредственно на него. Лидер в группе обязан наблюдать за внутренним климатом и воздействовать на отношения среди участников. Таким образом, с выявлением лидера устанавливается определенный порядок людей в команде.
Виды и типология
Часто жизнь одной малой группы проходит в двух сферах: деловой и эмоциональной. Первая подразумевает непосредственно выполнение действий и решение задач для достижения основной цели, ради которой она была сформирована. Эмоциональная сфера касается внутренней атмосферы — это непосредственное развитие и формирование внутренних отношений между участниками. Основываясь на данном разделении, в психологии выделяют два основных типа лидерства: инструментальное (лидерство в деловой сфере) и экспрессивное (в эмоциональной жизни группы).
В теории идеальный лидер сочетает в себе оба типа поведения, однако на практике их реализуют два разных человека. Человек может управлять группой либо в деловой сфере, либо в эмоциональной.
Универсализм встречается достаточно редко. Однако это не окончательная классификация. В зависимости от потребностей группы, а также от количества ее участников, в больших коллективах лидерами могут быть сразу несколько человек, они все будут выполнять определенные функции в общей системе: мотивирующие, организующие, поддерживающие общее настроение и т. д.
Изучение феномена
Лидерство включает в себя несколько различных компонентов: личностные характеристики, качества и ценности малых и больших групп, внешнее окружение и факторы, в которых находится коллектив людей, а также его основную цель и задачи. Большинство психологов на данный момент склоняются к выводу о том, что универсального лидера не существует, а само лидерство обусловлено разными факторами в каждой отдельно взятой группе.
Исследование на данную тему провел ученый Р. Стогдилл, который проанализировал качества лидеров в различных малых коллективах и определил противоречия и полную несовместимость некоторых характеристик.
Психологи, работы которых изучил Стогдилл, выделяли такие основные качества лидера: инициативность, общительность, эмоциональная устойчивость, стремление к управлению, интеллектуальный потенциал, ответственность, изобретательность и т. д.
Однако если рассмотреть в комплексе все эти характеристики, то можно отметить, что некоторые из них противоречат друг другу, поэтому не могут присутствовать в одном человеке.
Проанализировав качества лидеров в разных малых группах на практике, Стогдилл определил, что в каждом отдельно взятом коллективе люди, которые играют главенствующую роль, отличаются по своим поведенческим характеристикам. Критерии выбора лидера выделяет сама общность — следовательно, можно сделать вывод о том, что универсального набора характеристик не существует. В процессе изучения данного феномена психологи разделились на две группы. Организовались последователи поведенческого и ситуационного подхода. Основу первой теории составляет убеждение, что для лидера главное — обладать необходимым поведением. Такой подход позволил создать классификацию типов лидерства. Различные психологии предлагали свои структуры. Наиболее популярны на данный момент теория К.Левина (он выделил такие виды лидерства: автократическое, демократическое и либеральное) и классификация Р.Лайкерта (он выделил лидерство, ориентированное на задачу, и на человека, что является аналогом делового и эмоционального типов). Однако нельзя выделить из представленных видов лидерства наиболее эффективный — управление тем или иным способом полностью зависит от характеристик и основной задачи малой группы.
Ситуационный подход свое внимание обращает не только на поведение лидера, но и на характер ситуации, в которой находится коллектив. В этом направлении больше всего продвинулся ученый Ф.Фидлер, который смог открыть тот факт, что деловое лидерство эффективно используется при негативных условиях, а эмоциональное — при благоприятной ситуации в больших и малых группах. Настоящий лидер в определенном коллективе должен владеть ситуацией и подстраивать под нее свое поведение.
Лидерство — это сложный и многокомпонентный феномен. Его изучением, а также выявлением наиболее эффективного метода управления людьми занимается много современных ученых-психологов. Точно сказать можно лишь то, что лидер в каждой конкретной группе должен всегда соответствовать ее требованиям, поскольку только в этом случае он сможет понимать потребности участников и выбирать наиболее эффективные методы достижения поставленной цели.