Лидерство и руководство в организации
Если вы стремительно поднимаетесь по карьерной лестнице, то у вас есть перспектива в ближайшее время получить руководящую должность. Тогда вам следует знать, что лидерство в управлении организацией является проблемным аспектом современного менеджмента. Понятия лидерства и руководства не всегда обозначают одно и то же. Качественному управлению нередко мешают не только сторонние факторы, но и так называемый человеческий фактор или межличностные отношения. Для того чтобы ваше руководство было успешным, вам стоит узнать основные стили поведения управленца, выбрать тактику воздействия, оптимально подходящую для вас и коллектива.
Общее и различное в понятиях
Чтобы понимать разницу между руководителем и лидером, следует обратиться к определению двух этих понятий.
Руководитель официально занимает руководящую должность и управляет коллективом, занимается организации деятельности подчиненных.
Лидер — личность, умеющая талантом вести за собой людей. Сподвигнуть к лидерству могут и личные амбиции. История знала немало лидеров как с положительными, так и негативными характеристиками. Массы людей слепо следовали за идейным вдохновителем.
Лидерство проявляется социально-психологический процесс в коллективе, где авторитет одного члена группы может оказывать влияние на поведение всех остальных с целью успешной работы организации. Свое влияние лидер оказывает посредством изложения своих идей, ораторских способностей или письменного слова, эмоций и т. д.
Модели поведения каждого идейного вдохновителя отличаются между собой из-за того, что лидерство, существующее в организации, может отличаться своими стилями.
Основные стили
В связи с тем, что в каждой группе людей или организационном коллективе подбираются сотрудники разных возрастных категорий, взглядов, национальностей, классов, стили лидерства в организации могут быть разными. И если в конкретном коллективе будет успешно приветствоваться какая-то позиция идейного вдохновителя, то не факт, что она также сработает в другой группе людей.
Организатор
Это человек, который воспринимает общественные нужды и потребности, как собственные. Он уверенно и старательно добивается желаемого результата, не теряя оптимистичных взглядов. Характеризуется справедливым отношением к своему окружению. Поощряет или мягко выражает неодобрение, убеждая в правильности своих решений. Если такой лидер занимает руководящую должность, от работы предприятия можно ожидать положительных результатов.
Творец
В этом случае предприятию гарантированы новые идеи, свежие направления. Когда в работу организации нужно внедрить что-тоновое, то на руководящую должность следует искать лидера-творца. Он никогда не испугается трудностей, первый пойдет под удар. У таких людей есть все шансы вывести погибающее отстающее предприятие на лидирующие позиции.
Борец за справедливость
Этот представитель лидерства в управлении всегда будет на стороне коллектива. Он склонен отстаивать не только свои позиции, но и позиции подчиненных. Довольно сильная сторона такого человека — эмоциональная. Но она может и подвести лидера, т. к. под влиянием эмоций тот не успевает обдумывать сказанное или совершенное.
Дипломат
Этот человек всегда в курсе всех новостей, интриг, личных переживаний подчиненных. Получив власть над группой людей, он будет манипулировать своими подчиненными. Лучше бы с ним не ссориться. Важную роль в становлении этого типа лидерства играют личные амбиции. Дипломат никогда не афиширует своих настоящих планов, то есть ведет двойную игру, скрываясь за речью о том, что всем и так известно. Существует мнение, что в управлении этот лидер слаб и использует манипуляционный стиль из-за неумения руководить по-другому.
Такого руководителя еще называют «соблазнителем». Он чувствует и знает слабости подчиненных, умеет поворачивать их в выгодную для себя и организации сторону.
Утешитель
Это член коллектива, к нему всегда можно обратиться за утешением. Он пожалеет, поддержит, отнесется к проблеме и ее обладателю доброжелательно. Вряд ли этот человек сможет качественно управлять организацией. Такие лидеры обычно обладают спокойным размеренным характером — их все устраивает на занимаемой должности и помочь они способны лишь в личных вопросах.
Властитель
Властвовать — иметь власть над кем-то. Руководство может иметь законную власть над подчиненными. Это позволяет предсказывать поведение персонала, быстро принимать решения. Это гарантия бесконфликтного и стабильного управления.
Понятие «власть в организации» отличается от понятия «лидерство в организации». Руководитель может иметь законную власть над подчиненными, но не проявлять лидерских качеств. Лидер же, не имея законной власти, может влиять на отдельного представителя коллектива или на всю группу.
В зависимости от лидерских способностей выделяются виды власти. Кратко их можно представить следующим образом:
- Тирания — власть, основанная на произволе, внушении страха, принуждении. Руководящий таким способом человек имеет сильный и жесткий характер, он доминирует над другими и представляет тем самым авторитет.
- Власть, которая базируется на вознаграждении и контроле ресурсов. Человек с такой стратегией становится в управлении организацией благодаря тому, что коллектив относится к нему с уважением и любовью.
- Экспертное влияние, которое основывается на уважении руководителя коллективом, осознании того, что начальник знает и умеет больше других.
- Харизматичность. Лидеру, обладающему таким качеством, коллектив всегда слепо, но с удовольствием верит.
Если грамотно использовать эти виды власти, можно избежать многих проблем и трудностей управления и направить в нужное русло лидерство в организации.
Роль в коллективе
Роль лидерства в организации занимает далеко не последнее место. Грамотному руководителю, который так и не смог стать для своих подчиненных лидером, стоит держать поближе к себе людей, обладающих подобными качествами. Для грамотного управления стоит учесть следующее:
- Если руководитель использует только автократичный или только демократичный способ в отношении сотрудников. В первом случае авторитет не признается зрелой возрастной категорией, а во втором происходит расслабление коллектива.
- Если руководитель каждый раз старается подстраиваться под ситуацию, возникающую из-за разности представителей рабочей группы, то стоит подобрать сотрудников одинакового психологического типа.
- Наиболее верным решением управленца будет адаптивное поведение,при котором он может адаптироваться к разным группам людей или отдельным их представителям, а также возникающим в процессе управления ситуациям.
Главная задача лидера — правильно преподнести поставленную цель и мотивировать сотрудников на ее достижение. Лидерство и власть в управлении организацией будут иметь беспорядочный характер, если их грамотно не организовать. Следует уметь вовремя использовать власть, учитывать роль компромиссов в некоторых ситуациях, поощрять выгодное лидерство в группе, применять метод поощрения и наказания. Если руководители будут иметь цель, смогут верно использовать способы управления, будут примером для сотрудников и смогут повести за собой коллектив, работа предприятия станет практически идеальной.