Отличительные особенности ситуационного лидерства
Психология выделяет разные стили лидерства, которые пользуются одинаковой популярностью среди руководителей различных коллективов. Современный темп жизни диктует новые правила: высокоэффективный лидер должен уметь подстраиваться под возникшие условия и воздействовать на своих подчиненных различными методами в зависимости от обстоятельств. Такая способность является неотъемлемой составляющей ситуационного лидерства.
Теория Херси-Бланшарда
Впервые термин «ситуационное лидерство» был введен в 60-х годах XX века американскими экспертами по менеджменту Полом Херси (Paul Hersey) и Кеном Бланшардом (Ken Blanchard).
Они утверждали, что ни один из существующих стилей лидерства не может считаться идеальным, поскольку рабочий процесс обязательно включает в себя обстоятельства, требующие разной реакции со стороны руководителя. Демократическое лидерство наиболее эффективно в условиях низкого влияния стресс-факторов, большого запаса времени на выполнение конкретного проекта и наличия работников с высоким уровнем мотивации на достижение поставленных коллективных целей.
Когда условия меняются (сотрудники расслабляются или отвлекаются от выполнения своей задачи, возникают форс-мажорные обстоятельства или до дедлайна остаются считанные дни), а глава группы по-прежнему панибратски относится к своим подчиненным, общая работа может не ладиться.
Согласно ситуационному подходу к лидерству, в данной ситуации руководитель должен перестроиться на авторитарный стиль и, уверенно используя директивную позицию, спасти проект от провала. Согласно концепции ситуационного лидерства Херси-Бланшарда, существует 4 основных модели руководства:
- Директивная (авторитарная) модель ситуационного лидерства. В этом случае глава коллектива отдает приказы своим подчиненным, а они их выполняют. Никакое обсуждение поставленных задач и целей не допускается, любая инициатива со стороны сотрудников не приветствуется, подчинение указаниям вышестоящего лица безоговорочно.
- Поддерживающая (демократическая) концепция. Демократичный руководитель делит ответственность за работу всей группы со своими подчиненными, прислушивается к их мнению, позволяет использовать творческий подход в достижении рабочей цели, одобряет инициативу и самостоятельность.
- Наставническая модель (принцип продажи идей). Здесь лидер воспринимается своими последователями как учитель. Его знания, умения и навыки добровольно перенимаются всей группой. В этом случае уровень мотивации сотрудников высок, поскольку руководитель обладает настоящим авторитетом в их глазах.
- Делегирующая (попустительская) концепция. Сотрудники под руководством начальника, использующего этот стиль лидерства, берут на себя большую часть ответственности за выполняемый проект, самостоятельно распределяют между собой обязанности и принимают решения. Руководитель группы выступает в роли направляющего наблюдателя.
Описанные модели ситуационного лидерства могут использоваться последовательно одним и тем же руководителем, в зависимости от определенных условий.
Умение правильно выбрать подходящий стиль руководства — это неотъемлемая характеристика высококлассного начальника, «чувствующего» своих последователей и способного наладить подходящий микроклимат в коллективе, а следовательно — высокий уровень работоспособности.
Если кратко, то ситуационная теория лидерства имеет тесную взаимосвязь с уровнями развития коллектива.
Уровни развития коллектива
Понимание того, на каком этапе развития находятся сотрудники, помогает управляющему выбрать подходящую для данного случая ситуационную теорию лидерства. Четыре уровня развития группы:
- На первом этапе своего развития группа не обладает ничем, т. е. мотивация к деятельности и необходимые для работы знания, умения и навыки отсутствуют. Попадая в эту группу, ситуационный лидер должен использовать директивную модель. Только под четким руководством авторитарного руководителя группа начнет свою работу.
- Второй уровень развития характеризуется наличием у сотрудников мотивации к достижению групповых целей. Но профессионально значимых качеств все еще недостаточно. Уловив переход своих подчиненных на новый этап, хороший начальник переключается с авторитарного на наставнический стиль руководства и становится первоклассным учителем, который восполняет пробелы в знаниях, умениях и навыках всей группы.
- Мотивированные и образованные работники переходят на следующий этап развития коллектива. Здесь они уже имеют желание и возможность выполнять свои профессиональные обязанности, но все еще не способны взять на себя ответственность за выполнение задачи. В этом группе помогает демократический лидер, который начинает использовать личностно ориентированную модель и взаимодействует со своими подчиненными почти на равных, но все еще задает вектор движения к намеченной цели.
- Высший уровень развития объединения сотрудников характеризуется умением брать на себя ответственность, квалификацией и достаточной мотивацией к деятельности. В этом случае миссия достойного руководителя является выполненной и можно переключиться на делегирующий стиль лидерства. Группа уже сама в состоянии организовывать рабочий процесс, принимать решения и выполнять работу должным образом.
Ситуационные теории лидерства гармонично соотносятся с уровнями развития группы, поэтому путь к достижению максимальной рабочей продуктивности имеет последовательный характер — от директивных до личностно ориентированных техник.
При определении актуального этапа развития своих последователей руководитель должен учитывать некоторые важные нюансы.
Факторы взаимодействия с рабочей группой
Ситуационное лидерство подразумевает проведение тщательного наблюдения за сотрудниками перед активацией определенной модели группового воздействия. Существует 3 фактора, которые влияют на взаимоотношения руководителя и его подчиненных:
- Начальник должен правильно выстроить границы со своими подчиненными, поскольку межличностные факторы оказывают большое влияние на эффективность общей работы.
- Проанализировать поставленную задачу. Четкое представление ситуационным лидером путей достижения цели поможет не сбиться с пути всем остальным.
- Адекватное отношение к власти лидера.
Ситуационный подход в теории лидерства является гармоничным объединением основных стилей руководства, которые применяются в зависимости от определенных условий. Умелое варьирование моделями лидерства обычно приводит коллектив к достижению максимального уровня продуктивности и устойчивой групповой сплоченности.