Арт-терапия (терапия искусством) для детей

Психотерапевтами достаточно давно подмечен один факт: выполнение простых и понятных упражнений помогает раскрыть личность ребёнка, узнать, что происходит в его душе. Арт-терапия — это психотерапевтический, лечебно-профилактический вид работы с использованием искусства. Через различные творческие поделки малыш рассказывает о себе и своих страхах. Психолог же, собирая данные, помогает ребёнку, выстраивая правильные модели поведения и трансформируя страхи.

Арт-терапия

Арт-терапия — распространенная методика детской психотерапии

В психотерапевтической практике используются разнообразные методики диагностики эмоционального состояния ребёнка и определения его уровня психологического развития, позволяющие силой искусства избавиться от многих заболеваний.

Арт-терапия и дети

Малыши для психотерапевтов являются «сложными» клиентами. Детям, ввиду их возраста, достаточно трудно описать словами свои страхи, рассказать о том, что их беспокоит. Психика детей очень уязвима и ранима. И только арт-терапия поможет в определении существующей проблемы, коррекции поведения, изменения психологического настроения. Любого малыша достаточно просто испугать, обидеть, вызвать в нём раздражение. И если родители заметили в поведении своего чада какие-либо некорректные действия, неадекватную реакцию на различные жизненные ситуации, то арт-терапия станет эффективным способом воздействия на ребёнка. Нотации, порицания, нравоучения со стороны родителей не принесут никаких результатов, они непонятны для ребёнка, а потому ничуть не действительны, не успешны.

Для того чтобы малышсмог раскрыться, необходимо создать соответствующие условия. Он должен чувствовать себя свободно и непринуждённо, ощущать полную безопасность. Часто родители не в состоянии создать подобную атмосферу дома, поскольку слишком нетерпеливы и постоянно оценивают своё чадо, давая указания, что можно делать, а что нет. На занятиях арт-терапией психотерапевт ни в чём не ограничивает свободу ребёнка, позволяя ему достаточно раскрыться, чтобы показать то, что малыш не в состоянии описать словами.

Психологи помогают отыскать в ребёнке скрытые способности, избавляют от множества страхов и конфликтов с самим собой. Режим работы врачей весьма щадящий, не влияющий на психику малыша. Занятия проходят в игровой форме — это позволяет завоевать доверие маленького пациента и постепенно узнать о беспокоящих его проблемах.

Школьнику начальных классов и детям дошкольного возраста достаточно 1,5 часов тренинга арт-терапии в неделю. Этого вполне хватит, чтобы гиперактивные подростки смогли выплеснуть свои эмоции, накопленные за семь дней. Во время уроков при помощи арт-терапевтических средств происходит снятие глубинных страхов у школьников младшего и среднего звена, дошкольников и детей, которые ходят в младшие группы детского сада. В процессе работы у дошкольников формируются навыки и средства поиска компромиссов между собственным миром и требованиями окружающих. В результате ребёнок сможет поверить в себя и свои силы, которые будут придавать ему ощущение значимости, ответственности.

В детсадах и детских центрах развития арт-терапевтическая работа проводится логопедами коррекционных центров.

Чем отличается арт-терапия от обычного занятия творчеством

Арт-терапия — метод действий, корректирующих поведение ребёнка (в т. ч. девиантное), путём творческого выражения: лепки, игр с песком, театрального проигрывания историй, сочинения рассказов. Причина эффективности таких занятий кроется в творческом мышлении чада: оно более точное, конкретное и детальное, нежели у любого взрослого человека. Именно оно применяется детьми для понимания, осмысления и оценки мира вокруг них, построения отношений с ним.

Ребёнок, в силу своего возраста, отображает в своём творчестве не конкретные впечатления, полученные извне, а бессознательно изображает более глобальные вещи — весь свой жизненный опыт.

Детям арт-терапия наиболее приятна и удобна, не причиняет дискомфорта и неловкости. Немаловажным оказывается и то, что любой предмет арт-терапевтических занятий является для него наиболее «важным партнёром», нежели сам арт-психолог.

Именно к таким предметам коммуникации малыш проявляет имеющиеся в своём сознании и характерные только для него формы построения отношений. Такой метод позволяет определить самые серьёзные, травмирующие психические проблемы и избавиться от них. Борьба с трудностями проходит в тени процесса арт-терапии, одновременно и параллельно. Благодаря арт-терапии можно изучить мир внутренних переживаний ребёнка, исследовать его чувства, установить причины переживаний, тревожности. Вербальные ответы в виде характерных линий, определённых цветов и фигур могут рассказать об очень многом.

Дети

При занятиях терапией искусством дети не испытывают психологический дискомфорт

Виды арт-терапевтических занятий для ребёнка

Любой метод занятий арт-терапией направлен на возможность ребёнка к самовыражению в любом возрасте. Отсутствие законов, правил и ограничений позволяет выпустить наружу всё то, что волнует его, описать через творчество свою проблему, понять её, поменять к ней своё отношение.

Наиболее популярными способами арт-терапии являются лепка, танцы, пение, изотерапия, моделирование из бумаги, ваяние, вязание, песочная терапия и т. д.

Многообразие возможных приёмов позволяет создать большую пространственную область для определения и корректировки проблемных ситуаций. В качестве методов работы применяют активную и пассивную арт-терапию. Пассивная методика основана на применении материала готового вида: обсуждение прослушанного сюжета сказки или музыкального произведения, рисунка. Принцип активной методики заключается в творении, создании какого-либо нового объекта искусства.

Занятия лепкой

Лепка помогает чаду развить усидчивость, внимательность и мелкую моторику. Материалом для занятий может стать воск, глина, пластилин и даже солёное тесто. Терапевт, наблюдая за процессом, отмечает особенности поведения малыша, помогает направлять энергию в нужное русло.

Хорошо помогает в лечении психического здоровья малыша методика, названная маскотерапией. Ребёнок вылепливает маску, представляющую для него страх, тревогу или негативные мысли. Специалист объясняет ему, что всё плохое теперь «живёт» в этой маске, и об этом необходимо забыть, оставить, «выбросить» прямо тут, у врача в кабинете.

Польза песка

Наиболее простым и одновременно самым любимым методом у детей является песочная терапия. Для проведения занятий потребуется лишь небольшая коробка с песком. С его помощью малыш создаёт различные рисунки, фигуры. Это развивает тактильные ощущения, делает ребёнка более сконцентрированным, раскрепощённым, менее агрессивным и тревожным. Через песочную терапию происходит его самовыражение.

Лечебная терапия при помощи песка позволяет выявить у детей задержку психического развития, аутизм, неврозы. Удачен этот способ для детей, переживших стресс, связанный с потерей близких, сменой места жительства, переходом в новый детский сад,.или находящихся в депрессивном состоянии.

Помощь изотерапии

Наиболее доступными методами являются упражнения по рисованию каракулей — изотерапия. Ребёнок в это время чувствует себя свободным, не задумывается о результате. В полученных на бумаге линиях он пытается увидеть какой-либо образ. Описывая его, он может что-то дорисовывать, выделять какие-то важные элементы и акцентировать на них внимание.

Увлекательной разновидностью изотерапии является монотипия или «один отпечаток». На поверхности, которая не впитывает краску, чадо рисует линии или пятна. Затем эта поверхность накрывается листом бумаги. Полученный на ней отпечаток демонстрируется ребёнку с тем, чтобы он описал его или дорисовал образ.

Благодаря изотерапии специалисты могут понять психическое состояние ребёнка, классифицировать его и помочь побороть комплексы и страхи, связанные с ним. Любое переживание, которое ребёнок не может выразить устно, находит отражение в рисунках. Определённые фигуры, присутствие каких-то элементов, используемый цвет и характер линий — всё это может поведать арт-терапевту о внутреннем мире ребёнка. Во время рисования, малыш в красках описывает собственное настроение, раскрывает внутренний мир, эмоции и переживания. Специалист же ведёт непринуждённую беседу для составления картины психологического состояния.

Изотерапия

Изотерапия — простейший метод работы с детьми

Музыкотерапия

Это направление в арт-терапии только начинает набирать популярность. Музыка является неплохим способом снятия стресса, помогает устранить нарушения устной речи и отклонения в поведении ребёнка. При помощи музыкальной терапии специалисты могут избавить малыша от многих неврологических проблем, депрессии.

Арт-терапевт во время занятий проводит обучение и рассказывает малышу об основных понятиях в музыке, используя для описания игровые образы: например, страна Гармония, где живёт принцесса Мелодия и принц Ритм, и проч. Таким образом, занятия помогают ребёнку отвлечься от реальных проблем жизни, снизить давление на его психику.

Детям с задержками психомоторного развития данный вид терапии позволит устранить эмоциональное перенапряжение и увеличить подвижность.

Музыкотерапия

Музыкотерапия отлично снимает нервное напряжение

Театральные постановки

Участие чада в постановках на сцене научит его выражать свои эмоции, чувства и мысли не только при помощи слов, но и движениями и мимикой. Играя различных персонажей, малыш примеряет их образы на себя, учится понимать их переживания.

Сказкотерапия

Этот вид арт-терапии подойдёт для совсем маленьких детишек. Врач просит малыша рассказать сюжет какой-либо сказки, проанализировать её или придумать свою историю. Цель таких занятий — поддержка чада в эмоциональном плане, создание у него правильных представлений о мире и других людях, развитие важных навыков общения в коллективе.

Упражнения в практике арт-терапии

Отличием арт-терапевтического вида лечения от иных программ и практик психотерапевтического лечения является применение невербального вида коммуникации, выступающего в роли главного источника донесения информации. За основу взяты упражнения, позволяющие чадуу без каких-либо сложностей справиться со своими страхами или устранить тормозящий фактор.

Ряд упражнений в практике арт-терапии являют собой некий инструмент, позволяющий развивать навыки межличностного общения, повысить собственную оценку, создать более успешный образ собственного «Я».

Каждое арт-занятие с малышом или подростком проходит в два этапа. На первом малышу предоставляется возможность творчески выразиться, например, создать какой-либо рисунок, что-нибудь слепить. Данный этап опирается на невербальный способ общения и не имеет каких-то чётких схем поведения.

На втором этапе ведущую роль играют вербальные механизмы коммуникации. Здесь происходит обсуждение того, что было создано ребёнком. В расчёт не принимается физическая красота творения, его эстетический вид. В арт-терапии это не играет главной роли.

Лепка

На первом этапе занятий следует попросить малыша что-нибудь слепить или нарисовать

Невербальный способ — простейший метод, позволяющий ребёнку поведать о собственных волнениях, негативных и тревожных мыслях, переживаниях. На занятиях арт-терапией решаются следующие задачи:

  • устраняются внутренние негативные качества ребёнка;
  • повышается самооценка;
  • происходит обучение объективному анализу происходящих в жизни ребёнка событий;
  • выстраивается более успешный или новый образ собственного «Я»;
  • малыш научается правильно трактовать свои чувства, идеи, цели и отстаивать точку зрения.

Упражнения арт-терапии направлены главным образом на изменение направления энергии психического состояния ребёнка в наиболее благоприятное русло. Арт-терапевты помогают преодолеть проблемы путём выражения её через какой-либо инструмент творческой деятельности. Это и есть главное целительное свойство арт-терапии.

Создать образ проблемы, страха — это лишь первый шаг. Далее необходимо трансформировать этот лик, изменить его, придать другую форму. Одновременно происходит изменение физического образа ребёнка путём переработки внутреннего представления о нём (в голове ребёнка). Уникальность арт-терапии позволяет подобрать решение проблемы для любого индивида, даже в самых сложных ситуациях.

Групповые занятия арт-терапией

Занятия групповой арт-терапией — наиболее простой путь анализа психического состояния малыша. Он позволяет понять мечты ребёнка, его мысли без обращения к сложным аналитическим методам.

Арт-терапия в группе детей выстраивается на сравнительном анализе, взаимодействии детей друг с другом и преподавателем.

Во время занятий ребёнок учится быть коммуникабельным, вносит обязательные корректировки в своё поведение по отношению к другим, старается влиться в социум, вырабатывая способы и механизмы построения взаимоотношений с ровесниками.

В дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться в новых условиях в детсаде или школе.

Проблемы, решаемые на групповых занятиях арт-терапией:

  • избавление от страхов и тревог — из рисунков ребёнка можно выяснить, что тревожит его и чего он боится; изображение своих опасений помогает противостоять страху, побеждать его;
  • освобождение от тиков, неврозных и навязчивых состояний — внутренние эмоции освобождаются за счёт творчества, что делает ребёнка более спокойным, устойчивым к стрессовым ситуациям внешнего мира;
  • повышение самооценки — выполнение творческих заданий позволяет малышу понять свою уникальность, осознать собственную ценность;
  • укрепление эмоционального интеллекта — в процессе занятий дитя учится выражать свои чувства и эмоции, использует свои наиболее сильные стороны для решения поставленных задач;
  • устранение последствий жизненно стрессовых ситуаций — на занятиях ребёнок отвлекается от возможных семейных неурядиц.

Преимущества и польза от занятий арт-терапией

Работая над созданием какого-то творческого произведения, чадо становится уверенным в себе, повышает чувство собственного достоинства, получает возможность реализовать себя, испытывает удовлетворение от процесса аналитического и творческого создания художественного произведения.

Дитя расширяет свои возможности и собственные права. Техника арт-терапии помогает в детском возрасте выразить страхи и эмоции визуальным способом и избавиться от них.

К плюсам занятий арт-терапией с детьми также можно отнести:

  • для занятий арт-терапией в детском возрасте не нужны развитые способности, которые необходимы в изобразительном или художественном творчестве;
  • за счёт специальной техники малышу проще «рассказать» о своих проблемах и переживаниях, он учится рассматривать свои проблемы под иным ракурсом, пытается отыскать пути решения;
  • арт-терапия является орудием самопознания и самовыражения;
  • занятия помогают детям преодолеть безынициативность и апатию,
  • такие уроки формируют активную жизненную позицию;
  • техника занятий направлена на мобилизацию творческого потенциала;
  • занятия носят актуальное «инсайт-ориентированное» направление, в котором имеет место большая терпимость, гармоничнсть и доверительность атмосферы, большее внимание к собственному миру ребенка.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Стресс/Арт-терапия (терапия искусством) для детей
 
Подписаться Хотите справиться со стрессом уже через месяц с помощью материалов наших экспертов?