Профилактика стресса и как избежать стрессовых ситуаций на работе

С таким понятием как стресс сегодня знаком практически каждый. Люди испытывают его в быту, но довольно часто могут возникать и стрессовые ситуации на рабочем месте. В некоторых случаях это даже хорошо, поскольку профессиональный стресс мобилизует работника и повышает эффективность его труда. Но если внутреннее эмоциональное напряжение человека будет постоянно нарастать, то последствия окажутся не столь благоприятными. Именно поэтому так важна профилактика стресса на работе, которая позволит сохранить эмоциональное и физическое состояние в порядке.

Профилактика стресса

Профилактика стресса важна для поддержки работоспособности и доброжелательной атмосферы в коллективе

Что такое профессиональный стресс и причины его появления

Такое понятие, как профессиональный стресс является резким эмоциональным напряжением, которое человек испытывает на рабочем месте. Если решение повседневных производственных задач сопряжено с определенными трудностями, а также работник не может нормально общаться с начальством и/или своими коллегами, все это приводит к тому, что у него происходит развитие стресса.

Психологи подразделяют профессиональный стресс на несколько видов:

  • Производственный — он связан непосредственно с видом деятельности (уровень квалификации, возложенная ответственность, расплывчатые трудовые обязанности, отношения в коллективе).
  • Рабочий — зависит от условий выполнения труда (невозможность взять отпуск или больничный, сложный рабочий график, некачественная безопасность труда, работа в сверхурочное время, однообразный труд, отсутствие поощрений, неудобная организация рабочего места — плохое освещение и вентиляция, повышенный шум).
  • Организационный — на развитие стресса влияет специфика производственного процесса (кадровая политика, нарушение субординации).

В группу риска по развитию профессионального стресса могут входить как работники, находящиеся на руководящих должностях, так и сотрудники, здесь нужно учитывать и особенности личности. Больше всего появлению профессионального стресса подвержены эмоционально нестабильные люди, которые склонны к частым депрессиям и обладают повышенным уровнем тревожности. Довольно часто такие проблемы возникают у людей творческих специальностей (актеров, певцов, писателей и т. д.), особенно когда у них возникает застой в работе. Последствия стрессовой ситуации на рабочем месте могут негативно отразиться на состоянии человека. У него разовьется:

  • низкая самооценка;
  • депрессионное состояние;
  • чрезмерная раздражительность;
  • апатия;
  • тревожность.

Личность становится неудовлетворенной своей профессией и мечтает сменить ее. Но помимо эмоциональных изменений в отрицательную сторону, у работника возникают и проблемы со здоровьем:

  • переутомление;
  • боли в мышцах и височной области;
  • заболевания сердца или сосудов.

Психологами было подмечено, что если у одного человека развивается стресс на профессиональном уровне, то, спустя некоторое время, он может захватить и других работников.

В результате этого в трудовом коллективе снижается производительность, повышается количество конфликтов, наблюдается частая смена кадров, у работников ухудшается трудовая мотивация, они ищут поводы для критики руководства. Такая ситуация отрицательно влияет на работу всего предприятия, поэтому начальство оказывается заинтересованным в том, чтобы проводить профилактику профессионального стресса у подчиненных.

Рабочий стресс

Причины стресса

Важно: профдеформация

Профилактика стресса на рабочем месте

Чтобы предотвратить возникновение профессионального стресса, начальство предприятия может принять меры по его профилактике, что позволит избежать негативных последствий. К основным мерам профилактики относятся:

  • Информирование работников о том, что такое стресс профессионального типа, какие у него признаки. Это можно сделать при помощи стенда или газеты, с которыми каждый может ознакомиться. Хорошо, если на рабочем месте будет свой психолог, который сможет разбирать сложившиеся ситуации и искать способы их решения.
  • Тренинги для работников, занимающих руководящие должности — на них обучают находить эффективные методы управления. Обычно они проводятся для трудящихся крупных предприятий, на которых ложатся серьезные последствия. На таких тренингах работников обучают, как себя вести в стрессовых ситуациях, находить правильные решения в конкретных вопросах, брать на себя часть ответственности, а также дают навыки приемов управления стрессом.
  • Методы проведения тренингов для руководителей разных видов предприятий. К ним относится обучение педагогов, пожарных, медицинских работников и прочих начальников. Такая система тренингов позволяет обучать директоров и главных людей предприятий умению брать на себя ответственность, а также находить верные стратегии для полноценного управления предприятиями.
  • Создание благоприятного микроклимата в коллективе на рабочем месте. Нередко стресс, вызванный сплошной работой, атакует человека неблагоприятным климатом в коллективе. В таком случае избежать негативных последствий будет достаточно трудно. Чтобы избавиться от этого состояния, требуется обратиться за помощью к стресс-менеджменту или конфликт-менеджменту, проводимыми специалистами. Система сплочения коллектива требует объединения работников между собой при помощи праздников, корпоративов, спортивных мероприятий, а также выездов на свежий воздух. Еще один способ разгрузки в рабочее время — создание психологических комнат, где сотрудники будут отдыхать и настраиваться на работу.

Профилактика профессионального стресса также важна для сотрудников, испытывающих на работе стресс. Система проведения профилактики позволяет комфортно чувствовать себя на рабочем месте, а также избежать психологического дискомфорта с начальником или коллегами. А также профилактические способы помогают восстановить здоровье и вести полноценную жизнь при общении с родственниками и знакомыми.

Как самостоятельно справиться со стрессовой ситуацией

При развитии «делового» стресса требуется проводить с ним активную борьбу. Чтобы это сделать, следует внимательно разобраться с причинами, которые провоцируют его развитие. Если полное отсутствие желания идти на работу связано с высокими нагрузками и большим количеством поручений от начальства, желательно составить план предстоящей работы. В нем сначала расписываются главные задачи, которые обязательно требуется выполнить в процессе рабочего дня, а затем описать второстепенные задачи. Стоит научиться отказывать коллегам, старающимся переложить свою работу, ведь если она будет выполнена неудовлетворительно, это, скорее всего, приведет к стрессовым ситуациям на рабочем месте.

Однако также стоит учиться поддерживать нормальные отношения с коллегами, чтобы они в нужный момент могли помочь вам, и вы смогли обратиться к ним за помощью.

Профилактическая система стрессов должна включать в себя ежечасные 10-минутные перерывы. В это время можно встать, пройтись, размяться или же сделать легкую гимнастику. Обязательно стоит:

  • проводить обеды;
  • стараться не спорить с коллегами;
  • не оскорблять других;
  • препятствовать появлению конфликтных ситуаций.
Обед с коллегой

Обед с коллегой — отличная профилактика стресса

Тем, кто хочет понять, как правильно избежать стрессов, важно знать о том, как можно расслабиться в рабочих условиях. Это поможет оградить себя от неприятных конфликтных ситуаций. Не стоит забывать о собственном хобби, спорте, прогулках и общении с близкими.

Ничего не может лучше повысить настроение, чем физические нагрузки. Если ваша работа связана со спортом, можно попробовать медитировать или почитать книгу. Известным способом релаксации является йога.

В зависимости от формы и степени загруженности на рабочем месте важно не забывать о собственном здоровье. Некоторые люди жертвуют собственным здоровьем, чтобы заработать приличную сумму. Это негативно сказывается на психическом состоянии человека. Поэтому в таком случае лучше найти другую работу, чем заработать эмоциональный срыв.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Стресс/Профилактика стресса и как избежать стрессовых ситуаций на работе