Проблема детской компьютерной зависимости

Для современных людей компьютер стал важным атрибутом повседневной жизни, помощником в работе. Виртуальная реальность может развлечь, а может подчинить себе психику человека. Зависимость от гаджетов часто обнаруживается у детей.

компьютерная зависимость у детей

Суть проблемы

Насыщенный ритм жизни и привычка доверять гаджетам побуждают многих родителей знакомить маленьких детей с компьютерной техникой. Со временем чадо превращается в опытного пользователя ПК, знакомится с разнообразными сайтами, играет в игры.

Родители довольны, что их наследник находится рядом, изучает современные гаджеты, не водится с невоспитанными сверстниками. Но ребенок все чаще игнорирует активные игры ради сидения за монитором.

Тяга к познанию и любовь ко всему яркому, необычному свойственна всем детям. С помощью компьютера дошкольник может увидеть экзотические пейзажи, окунуться в атмосферу остросюжетной игры. Виртуальная реальность представляется юному пользователю более интересной и привлекательной, чем настоящая жизнь.

Чувствительная, податливая детская психика легко попадает в сети привычки. Как только чаду становится скучно или тревожно, он включает компьютер и погружается в красочный мир, наполненный приключениями.

Привычка делает ребенка раздражительным и невнимательным. Если юный любитель виртуальной реальности учится, его успеваемость резко снижается: школьник невнимательно выполняет домашние задания, в классе ведет себя рассеяно, дома игнорирует свои повседневные обязанности (убраться в комнате, покормить аквариумных рыбок).

На вопросы родителей он отмалчивается. Попытки отобрать обожаемый «комп» не приведут к успеху. Он будет рыдать, вымогать, упрашивать, чтобы ему позволили поиграть. Если взрослые останутся непреклонны, не исключено, что отношения между родителями и их чадом испортятся надолго.

Заложниками виртуальных приключений и страстей становятся не только ученики младших классов. Среди подростков также часты случаи фанатичного привыкания к гаджетам.

Виды расстройств

Существует 3 разновидности болезненного привыкания к компьютеру.

  1. Игромания. Современные игры имеют массу «приманок» для детей: красочная графика, техника, поражающая воображение, колоритные персонажи, эффект присутствия. Эти хитрости создают иллюзию, что в игре «все по-настоящему». Ребенок, ставший зависимым от игр, теряет интерес к повседневной жизни. Представляя себя персонажем героической саги, школьник реализует свои скрытые желания (высказать протест родителям, поставить на место зарвавшегося одноклассника).
  2. Частое блуждание по сайтам без конкретной цели. Зависимого не интересует тематика сайтов и форумов. Эта разновидность привычки называется серфингом. Суть ее умелое скольжение спортсмена по волнам на специальной доске. Ребенок, перемещаясь с одного интернет-ресурса на другой, поглощает отрывки информации, рассматривает фотографии незнакомых людей и т. д.
  3. Зависимость от социальных сетей. Робкие юноши и девушки, которые испытывают сложности в общении со сверстниками, стремятся самоутвердиться в виртуальном пространстве. В «реале» человек боится проявить инициативу, продемонстрировать свой интеллект или хорошее чувство юмора, т. к. уверен, что его неправильно поймут, оттолкнут. Заведя аккаунт в соцсети, старшеклассник может проявить свою индивидуальность, похвастаться реальными или вымышленными успехами, найти друзей.

Причины

Еще несколько лет назад одним из главных поводов беспокойства родителей были активные игры их чад, испачканные платья дочерей и разбитые колени сыновей.

Сейчас многих отцов и матерей удручает проблема иного рода: снижение физической активности ребенка и его погружение в виртуальную реальность. Причины развития зависимости у детей могут быть следующими:

  • чрезмерная робость, склонность к меланхолии: чувствительному ребенку сложно выстраивать отношения с одноклассниками, противостоять насмешкам старших ребят, игры поднимают настроение школьника, мальчику кажется, что здесь он «король»;
  • неспокойная обстановка в семье или недостаток общения с родителями: если родители взвинчены, угрюмы, часто ссорятся друг с другом, школьник убегает от реальной жизни в игровую реальность;
  • избыток свободного времени: если у школьника нет хобби, а родители не утруждают его просьбами помочь по дому, он изнывает от скуки, но попробовав «жизнь по ту сторону монитора», увлеченный ребенок будет делать все возможное, чтобы его снова допустили к планшету или компьютеру;
  • комплексы, неуверенность в своих силах.

Как показывает статистика, девять из десяти зависимых детей – мальчики. Девочки же реже попадают в сети пагубного привыкания. Мальчики испытывают большую потребность в том, чтобы доказать миру свою силу, ловкость, выносливость.

В реальной жизни такая возможность выпадает нечасто, а создатели игр предлагают юным романтикам погрузиться в атмосферу героических историй, ощутить себя воинами, суперменами, искателями сокровищ.

Девочки остро нуждаются в том, чтобы их привлекательность, интеллект, умение общаться были оценены окружением. Если родители не сумели развить у подростка уверенность в себе, юная особа будет искать утешения и поддержки в соцсетях.

Группа риска

Подростка виртуальная реальность привлекает с особенной силой. Бывает сложно отличить, какие мотивы движут школьником, когда он подолгу сидит за монитором.

Если старшеклассник, мечтающий о путешествиях, иногда «бродит» по географическим сайтам, изучая незнакомые пейзажи и собирая сведения о городах, родителям не стоит паниковать.

Но если подросток с утра бежит к планшету, а после школы часами сидит, уткнувшись в монитор, есть основания подозревать, что он зависим. Кто чаще всего попадает в сети компьютерной одержимости:

  • школьники, столкнувшиеся с насмешками сверстников;
  • дети слишком занятых родителей;
  • подростки, уязвленные чрезмерной строгостью учителей;
  • юноши и девушки, пережившие опыт первой неразделенной любви.

Одной из причин «зависания» подростков на взрослых сайтах является желание получить информацию о сексе, способах предотвращения беременности, хитростях общения с противоположным полом.

Такая ситуация возникает из-за чрезмерной строгости и консервативности родителей. Нежелание обсуждать с повзрослевшим сыном или дочерью темы любви и секса могут закончиться тем, что чадо будет искать советы «по ту сторону экрана».

Компьютер становится для юной закомплексованной личности убежищем, где она чувствует себя в безопасности. В переписке стеснительный восьмиклассник может представиться раскованным мачо и говорить комплименты девушкам, а зажатая девочка – взрослой, привлекательной женщиной.

компьютерная зависимость у детей

Если подросток иногда «зависает» в соцсетях, чтобы повысить самооценку, беды в этом нет. Страшно, когда юная личность чувствует себя беззащитной и несчастной без виртуального «прикрытия». Чрезмерное привыкание необходимо лечить.

Симптоматика

Компьютерная зависимость у детей проявляется следующим образом:

  • ребенок потерял интерес к учебе;
  • общение с реальными друзьями почти прекратилось;
  • школьник пытается каждую свободную минуту посвятить компьютеру;
  • ухудшился сон;
  • юный пользователь стал нервозным и замкнутым;
  • во время игры школьник переживает бурные эмоции, попытки оторвать чадо от планшета заканчиваются обидой и слезами.

Иногда игровая аддикция побуждает мальчишек стремиться к необдуманному риску в реальной жизни. Так происходит потому, что многие компьютерные игры агрессивны. Кровопролитные баталии, убийства, взрывы, которые ребенок видит на экране, влияют на его характер не лучшим образом.

Если самоидентификация личности будет нарушена, школьнику понадобится медикаментозное лечение. Будет гораздо лучше, если родители придумают способ отвлечь свое чадо от планшета на начальной стадии развития привыкания.

компьютерная зависимость у детей

Симптомы у старшеклассников

У старшеклассника признаки чрезмерной любви к виртуальной реальности проявляются нижеперечисленными симптомами:

  • каждый день юный игроман проводит у компьютера больше двух часов, поздно ложится спать;
  • попытки родителей воззвать к совести чада вызывают раздражение школьника;
  • подросток потерял интерес к урокам, школьной жизни, стал неряшливым, рассеянным.

Если вежливая просьба поменьше сидеть у монитора вызывает у старшеклассника нетерпимость, родителям стоит насторожиться. Отбирать планшет – не лучший вариант решения проблемы.

Гораздо эффективнее – заручиться помощью психолога. Чтобы подросток согласился посетить специалиста, можете сказать, что помощь нужна вам, а сына или дочь вы приглашаете с собой в качестве «группы поддержки».

Возможные последствия

Компьютерная зависимость вызывает у детей такие недомогания:

  • близорукость;
  • ухудшение сна;
  • синдром усталости глаз;
  • туннельный синдром (болевые ощущения в запястьях);
  • гастрит;
  • нарушение обмена веществ;
  • снижение защитных сил организма;
  • нарушение осанки;
  • боли в спине.

Если ребенок погружен в мир виртуальных приключений, все его эмоции и чувства отбирает игра. У школьников, проводящих много времени за компьютером, наблюдается хроническая усталость. Привычка отказываться от прогулок ради планшета делает юного игромана уязвимым к вирусным инфекциям.

Коррекция

Ставить ребенку ультиматумы и перекрывать ему доступ к интернету крайне нежелательно. Если вы заметили, что виртуальная реальность отнимает все свободное время вашего сына или дочери, стоит поговорить с чадом спокойно.

По мнению психологов, устранить детскую аддикцию можно с помощью таких хитростей:

  • родитель изучает тонкости игры, расспрашивает свое чадо о его любимых персонажах;
  • с позиции единомышленника и друга пытается выяснить, что привлекло сына в том или ином игровом сюжете;
  • опираясь на ответы своего чада, родители определяют, чего не хватает ребенку в реальной жизни (приключений, поощрения взрослых, физической активности);
  • досуг ребенка организовывают таким образом, чтобы школьник получал то, что раньше давал ему компьютер, в реальной жизни.

Работа со старшеклассником

Увлечение соцсетями у подростков часто развивается на фоне напряженной обстановки в семье, конфликтов со сверстниками. Не всегда родители могут «достучаться» до юноши, узнать, почему он так стремится к виртуальному общению.

Если старшеклассник не доверяет родителям, можно попытаться организовать его разговор с человеком, которого подросток уважает и считает своим авторитетом. Это может быть учитель, с которым у вашего ребенка сложились доверительные отношения, тренер спортивной секции, дальний родственник.

Если привычка к играм развилась у девушки, воздействовать на школьницу могут слова тактичной подруги, которую реальная жизнь заботит намного больше, чем виртуальная.

Что должен сделать старший друг, чтобы подросток прислушался к его мнению:

  • похвалить достижения школьника в области, не связанной с компьютерами: сказать, что в этой сфере (в биологии, литературе, танцах) юношу может ждать успех, но так будет лишь в том случае, если школьник оставит болезненное привыкание в прошлом;
  • не переходя на личности, объяснить, что зависимость от планшета грозит старшекласснику снижением успеваемости и потерей друзей;
  • рассказать, что длительное сидение у компьютера плохо сказывается на физической выносливости человека, его внешности;
  • объяснить, что далеко не вся информация, которую предоставляют школьнику его друзья по социальной сети, правдива: так же, как сам подросток может поставить на аватар чужое фото, добавить себе лет, похвастаться выдуманными успехами в спорте, могут поступить и другие люди по своему усмотрению.

Главная цель разговора – добиться, чтобы подросток признал свое болезненное привыкание к играм или соцсетям и согласился делать шаги навстречу своему освобождению.

Способы лечения

Только 20% зависимых детей могут самостоятельно побороть чрезмерное увлечение компьютерами. Чтобы школьник избавился от болезненного привыкания к гаджетам, его нужно правильно лечить.

Поход к психологу вместе с родителями – первая ступень к свободе. Беседы со специалистом помогут выяснить, что заставило мальчика или девочку искать комфортного общения в социальных сетях, а разрядки – в героических играх.

Если причина привыкания не будет устранена, существует риск, что подросток «сорвется» и вновь начнет искать приключений в интернете. В большинстве случаев обстановка в семье нуждается в коррекции.

Меняться должен не только подросток, но и его родители. Рекомендации психолога направлены на устранение крайностей, касающихся воспитания детей и образа жизни семьи.

Если родители юного игромана часто ссорятся при нем, вымещают на ребенке свое недовольство друг другом, им стоит изменить свое поведение. Умение вести диалог без крика еще никому не навредило.

Страдающий от робости и низкой самооценки школьник нуждается в появлении новых впечатлений, хобби. Чтобы забыть о своих страхах и сомнениях, мальчику или девочке стоит записаться на курсы карате, в студию рисования или на танцы. Прогулки всей семьей на природе, походы в театр и в кино вместе с родителями также станут хорошей «терапией».

Если компьютерная аддикция слишком сильна, психотерапевт может воздействовать на школьника с помощью гипноза. Специалист вводит школьника в транс. Затем подростку внушается безразличие к развлечениям в Интернете. Стоит заметить, что лечение гипнозом не всегда эффективно.

Кодирование в кабинете психотерапевта ослабит тягу школьника к играм, но оно не способно убрать причину привыкания. Без изменения образа жизни пациента и всей семьи вряд ли получится добиться душевного благополучия бывшего игромана.

Медикаментозная терапия нужна ребенку в том случае, если злоупотребление виртуальной реальностью привело его к неврозу. Чтобы выровнять эмоциональный фон юного пациента, специалист может назначить ему курс антидепрессантов или седативных препаратов.

компьютерная зависимость у детей

Профилактика

Чтобы вам не пришлось заниматься лечением неуравновешенного, опустошенного виртуальными играми чада, разумно будет принять профилактические меры.

Что поможет уберечь школьника от компьютерного фанатизма:

  • активные игры со сверстниками;
  • хобби, которое вдохновляет подростка: не спешите записывать сына или дочь в театральную студию или на курсы испанского языка только потому, что вам близка эта тема – пусть школьник сам выберет, что ему интересно;
  • доверительное общение с родителями;
  • атмосфера дружелюбия и взаимоуважения, царящая в семье.

Заключение

Развитие компьютерной зависимости у ребенка часто происходит незаметно. Желая занять чадо чем-нибудь и получить лишние полчаса свободного времени, родители дошкольников позволяют малышам играть за компьютером или с планшетом.

компьютерная зависимость у детей

То, что ребенок осваивает современную технику, не является проблемой. Но если каждый вечер сын или дочь настойчиво выпрашивают у мамы разрешения поиграть часок, а к концу оговоренного срока не готовы расстаться с планшетом, рыдают и обижаются – это тревожный сигнал.

Неумение и нежелание обойтись без виртуальных игр меняет психику школьника. Мальчики становятся агрессивными, скрытными, девочки отрешаются от реальной жизни, сторонятся общения. На фоне болезненной привычки может развиться близорукость, расстройства пищеварения, бессонница. (Полный список болезней детей можно прочитать здесь: https://medaboutme.ru/zdorove/spravochnik/bolezni/)

Задушевные беседы с родителями эффективны лишь на первых этапах развития тревожной привычки. Опытный психолог, общаясь с юным пациентом и старшими членами его семьи, поможет определить, из-за чего ребенок «погрузился с головой» в игры и сетевое общение.

Изменение образа жизни всей семьи – главное условие создания комфорта без планшета. Если привычка слишком сильна, вылечить ее можно, применив гипноз. Выявив у школьника невроз или депрессию, специалист назначает пациенту успокаивающие препараты.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Зависимости/Проблема детской компьютерной зависимости