Как диагностировать страхи у дошкольников

Если взрослые умеют контролировать свои эмоции перед страхом, то дети в этом плане беззащитны. Их страх проявляется в беспокойстве или тревоге. Чаще всего это происходит из-за психологического давления окружающих, влияния родителей.

Испуг у дошкольников

Дети сильнее взрослых подвержены испугам

Диагностика страхов у дошкольников, методики исследований которой весьма разнообразны, доказывает, что нельзя данную эмоцию игнорировать, т. к. в будущем это может сказаться на психическом состоянии личности. С одной стороны, страх выступает как защита перед многими опасностями, а с другой — провоцирует развитие психологического заболевания.

Суть диагностики

Любая методика выявления страхов у детей направлена на то, чтобы расположить их к откровенности. Дальнейшая диагностика помогает узнать не только сам страх, но и причину его возникновения.

Не всем родителям понятно, зачем с дошкольником должен общаться психолог, если у них благополучная семья, они тщательно следят, чтобы у малыша возникало как можно меньше стрессовых ситуаций. Специалисты не могут сразу выяснить наличие страхов у детей дошкольного возраста. Для их определения выясняют:

  • возможны ли какие-то отклонения невротического характера;
  • зависит ли его поведение от воспитания (в большинстве случаев от недостатка родительского внимания);
  • особенности характера.

Классификация страхов

Сравнивая диагностики детских страхов дошкольников и школьников, психологи выделили два уровня возникновения страхов:

  • естественный;
  • возрастной.

Страхи 1 уровня наблюдаются у детей до трех лет. Их можно охарактеризовать как охранительные. Малыш может испугаться громкого или неприятного звука, огромного предмета, незнакомого человека, отсутствия рядом кого-то из родителей.

Страхи возрастного уровня можно встретить у детей:

  • Младшего возраста. После трех лет страхи возникают больше всего из-за темноты, замкнутого пространства, страшных персонажей сказок или мультфильмов.
  • Приблизительно в пять лет большинство дошкольников начинают бояться смерти как своей, так и близких людей.
  • В младшем школьном возрасте, когда дети попадают в новую для себя обстановку, у них возникает еще больше страхов, главный из которых — несоответствие ровесникам.
  • В старшем школьном возрасте дети боятся непризнания окружающих и физиологических изменений в организме. В этот период дети больше всего нуждаются в психологической поддержке, т. к. их эмоциональная сторона слишком уязвима. Игнорирование взрослыми таких детских страхов приводит к снижению самооценки и неуверенности в себе.

Исследуя диагностики страхов у детей, специалисты отмечают следующий факт — страх, беспокоящий малыша дошкольного возраста, в большинстве случаев проходит на протяжении 3–4 недель. У школьников страх в основном проходит быстро.

Если страхи старшеклассников носят невротический характер, то самими опасными считаются патологические. Они являются провокаторами возникновения психических болезней в дальнейшем. Яркими их признаками являются:

  • невротические тики;
  • плохой сон;
  • регулярная агрессия;
  • тревожность;
  • сложности в общении с окружающими.

Эти страхи появляются у детей еще в младшем возрасте и основными причинами их появления считаются:

  • Стремление родителей отгородить детей от опасностей внешнего мира. У детей вырабатывается боязнь того, что во внешнем мире их ожидает что-то плохое.
  • Регулярные конфликтные ситуации в домашней обстановке;
  • Высокие требования, которые ставят для детей домочадцы. Дети пребывают в постоянном страхе, боясь не справиться с этими требованиями.
  • Авторитарное поведение в семье, где решения и правила не оспариваются. Таким детям из-за страхов перед родными тяжелее всего общаться с окружающими.

Проявление страха

Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста, дошкольного возраста заключается в определении характера данной эмоции. Если страх реальный, то малышу действительно угрожает опасность и в определенный момент сработал инстинкт самосохранения.

Если страх придуманный, и преследует человека на протяжении длительного времени, то он носит невротический характер.Такой страх еще называют свободным, т. к. он возникает в моменты, несвязанные с какой-либо опасностью.

Благодаря методикам выявления детских страхов, специалисты разделили данные эмоции на две формы их проявления:

  • немые;
  • «невидимки».

В первом случае ребенком категорически отрицается присутствие страха, хотя родные убеждают его в обратном. Здесь они акцентируют внимание на новом, опасном и непривычном. Это могут быть:

  • страхи из-за животных;
  • опасности перед неизвестными людьми;
  • боязнь новой обстановки;
  • испуг при возникновении громких звуков.

Страхи «невидимки» — противоположность немым. Малыш боится чего-то определенного, в то время как члены семьи не понимают причины его перепуга. Например, ребенок уронил кружку и она разбилась. Он длительное время находится в напряженном состоянии в ожидании наказания, а в итоге никто даже не обратил внимания на происшествие с посудой.

Такая форма боязни указывает, что между членами семьи отсутствуют взаимопонимание и коммуникабельность. При его выявлении стоит задуматься, как изменить манеру поведения, чтобы вернуть хоть минимальное доверие малыша. Если же не предпринимать никаких шагов, и оставить все как было, то для малыша это грозит негативными последствиями психологического характера.

Часто в детских страхах присутствует какой-то элемент, вызывающий у ребенка чуть ли не панику. При этом со стороны взрослых на такую его реакцию он видит только улыбку, или даже смех. Не следует поступать таким образом, т. к. подсознание малыша уже отметило данное эмоциональное проявление на его страх. В дальнейшем результатом такого веселья может стать его замкнутость, т. к. он постоянно будет бояться эмоциональных проявлений.

Эффективные методики

Детская психика и страхи тесно взаимосвязаны между собой. Даже если в семье никто не замечает наличия таковых в поведении ребенка, это не значит, что такая эмоция отсутствует. Чтобы решить такую проблему, существуют разнообразные методики для выявления страхов у детей.

Основными задачами методики являются:

  • успокоение ребенка;
  • восстановление его эмоционального равновесия;
  • умение показать понимающее отношение не только к нему, но и к его страхам.

Каждая методика для выявления детских страхов по-своему эффективна. Для подтверждения диагностики и для коррекции данной эмоции специалисты могут использовать рисование, лепку, игру или простое общение. Выбор методики зависит от интересов и предпочтений малыша.

Важно, чтобы обстановка, располагающая к доверию, создавалась постепенно. В результате ребенок, не стесняясь, поделится своими страхами и реакцией ему будет не осуждение или снисходительные улыбки, а полное понимание и поддержка.

Одной из распространенных методик является «Страхи в домиках». Она позволяет выявить боязни и определить, какие из них преобладают.

Диагностика испугов

Методики диагностики детских испугов

После доверительной беседы, в ходе которой выявили боязни малыша, рисуются дома красного и черного цветов. Под видом игры предлагается расселить свои страхи в нарисованные объекты.

Все страхи, которые больше всего беспокоили малыша, оказываются собраны в домике черного цвета. После этого предлагается повесить на дверь замок, сделанный или нарисованный своими руками. Такое действие успокаивает детское сознание, т. к. из закрытого дома выбраться невозможно.

Эта методика предназначена для детей старше трех лет.

Для всех детей важно внимание со стороны взрослых. Если малыш стремится поделиться с вами своими переживаниями, то его стоит внимательно выслушать и успокоить. С боязнями можно справиться, если ознакомиться с методиками и упражнениями.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Главная/Страхи и фобии/Как диагностировать страхи у дошкольников